» » Носитель самого старого из всех известных науке геномов европейской ДНК проживал на территории России

Старейший европейский геном проливает свет на разнообразие нашей родословной

Тело мужчины, жившего 37 тыс. лет назад и найденное в 1954 г. на юго-западе России, оказалось источником старейшей европейской ДНК. Анализ его генома, опубликованный на прошлой неделе, показывает, что большинство разнообразных европейских генетических комбинаций существуют более 30 тыс.лет и пережили последний ледниковый период.

Это исследование — одно из последних в сонме попыток разделить исходный материал для формирования генома современного европейца. Мы знаем,  что человек современного типа покинул Африку около 60 тыс. лет назад и что одна из первых групп мигрировала на восток, возможно вдоль побережья, к юго-восточной Азии или Океании. Мы также знаем что пути европейцев и азиатов разошлись гораздо позже.

Сегодня европейцы представляют собой гибридную породу, которая обнаруживает следы ДНК нескольких ранних популяций. Как сформировался разнообразный европейский генофонд, сейчас пытаются установить несколько групп, изучающих ДНК древнего человека.

Основным предположением является то, что европейцы происходят от трёх отдельных популяций, мигрировавших в Европу и смешавшихся между собой на различных этапах истории.

Для более четкого понимания процессов группа ученых под руководством Центра геогенетики Университета Копенгагена (Дания) тщательно проанализировала ДНК "Костенки-14"; человека, жившего 27 тыс. лет назад, чьё тело было найдено у берегов реки Дон в южной России, в нескольких километрах от границы с Украиной.

Они сравнили маркеры его ДНК с ДНК других древних людей, найденных в Евразии и с ДНК современных людей, и обнаружили что ДНК "Костенки-14" является близкородственным по отношению к раннеевропейским охотникам-собирателям, современным европейцам и жителям Сибири. Чего они не нашли, так это родства с жителями Восточной Азии, предположив, что к моменту рождения "Костенки-14" пути европейцев и азиатов уже разошлись.

В то же время другой древний геном, данные о котором были опубликованы несколько недель назад, принадлежащий сорокапятитысячелетнему западному сибиряку, известному как Усть-Ишим, имел родство как с европейцами, так и с азиатами. Что в свою очередь позволяет предположить, что эти две группы разошлись на отрезке между 45 и 37 тыс. лет назад и что делает "Костенки-14" старейшим установленным европейским геномом.

Более того, Y-хромосома "Костенки-14" имеет общие черты с ДНК охотника-собирателя из Испании, жившего 7 тыс.лет назад. «Это показывает некий уровень преемственности европейских популяций на протяжении почти 30 тысяч лет» — говорит Иосиф Лазаридис из Гарварда.

В то время европейские популяции уходили и возвращались по мере того как ледниковые покровы росли или сокращались, иногда покрывая огромные территории континента. Несмотря на возникновение новых культур, исследование показывает, что исходный материал оставался неизменным.

Так, европейские геномы по всей видимости оставались относительно неизменными на протяжении столь длительного периода, Эске Уиллерслев из Центра Геогенетики полагает что их результаты сводят на нет идею, предложенную Лазаридисом и его коллегами ранее в этом году и заключающуюся в том, что современный европейский геном возник в результате смешения генов трех популяций. В свою очередь он считает, что мега-популяция 36 тысяч лет назад простиралась от Европы до Средней Азии, а подгруппы внутри этой популяции, скрещиваясь, произвели в итоге европейский геном в его современном виде.
Лазаридис возражает: «Не думаю, что это [исследование] приводит хоть какие-то доводы против модели, предложенной нами." В то время как другие считают отличия между этими двумя теориями несущественными.

А вот в чем все достигают согласия, так это в том, что конечная составляющая современного европейского генома вышла на арену довольно поздно, не позднее 7000 лет назад, когда группа ближневосточных фермеров прибыла в южную Европу и смешалась с живущими там охотниками-собирателями.

Новейшие исследования также сдвигают точный момент смешения ранних людей современного типа с их уже исчезнувшими кузенами неандертальцами.

Недавние исследования в Усть-Ишиме сократили временной коридор до периода между 50 и 60 тыс. лет назад. На основании генома "Костенки-14" Уиллерслев с коллегами вычислили, что смешение произошло примерно 54 тыс. лет назад.

NewScientist, nov 2014, перевод "Русская Весна" - the Future