Войти * Регистрация
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
} НОВОРОССИЯ

» » Четверть века трагедии. Чем обернулось провозглашение независимости Украины

Четверть века трагедии. Чем обернулось провозглашение независимости Украины



Четверть века трагедии. Чем обернулось провозглашение независимости Украины
В человеческой истории 25 лет - всего лишь миг. Но в наше бурное время - срок достаточный для того, чтобы по достоинству оценить последствия важных исторических событий, в том числе и такого, как провозглашение в августе 1991 года государственной независимости Украины.

 

Обретение Украиной государственного суверенитета явилось лишь эпизодом - далеко не рядовым, но одним из многих - в развитии политической обстановки в мире во второй половине ХХ столетия.


В силу ряда причин, в противостоянии двух общественно-политических систем - капитализма и социализма - социалистические системы, с потерпели поражение. Силы, ненавидевшие коммунизм и Советскую власть, воспользовались этим обстоятельством, пассивностью и деморализацией организаций и членов правившей Коммунистической партии, предательством горбачевско-яковлевской верхушки и её эпигонов -коммутантов на местах, захватили власть в республиках, провозгласили их государственную независимость, что привело к развалу Союза ССР и реставрации капитализма.


В основном в Украине эти процессы развивались в том же русле, что и в других бывших советских республиках. Хотя имелись и особенности, которые, конечно же, сказались на характере, темпах и последствиях происходивших здесь трансформаций.


Большинство граждан республики поддалось массированной антисоциалистической пропаганде, открыто поддержало или молчаливо согласилось с переворотом, поверив заверениям воинствующих национал-радикалов, что выход Украины из Советского Союза, утверждение её государственного суверенитета, разрыв с другими союзными республиками, прежде всего с Россией, приведёт к тому, что Украина получит простор для свободного развития. «Украинцы перестанут кормить проклятых москалей и заживут, как в Европе» - такой был лозунг националистов. Реальный - антисоциалистический - переворот (не пресловутый ГКЧП! ) здесь, в отличие от большинства других бывших советских республик, прошёл на том этапе бескровно, чем длительное время гордились, ставя себе это в заслугу, украинские керманичі.


Планы реставраторов капитализма включали в себя:


- ликвидацию советской системы народовластия и запрещение Коммунистической партии, переход к буржуазному парламентаризму;


- радикальное изменение экономического базиса - тотальную приватизацию, упразднение общественной собственности на средства производства;


- утверждение национал-шовинистической идеологии в качестве господствующей и воспитание в её духе подрастающего поколения, "промывку мозгов" всему населению;


- пересмотр отечественной истории, прежде всего итогов Великой Отечественной войны, реабилитацию пособников гитлеровских оккупантов и героизацию их как "борцов за независимость Украины";


- подрыв славянского единства, отрицание общности исторических судеб братских - украинского и русского - народов; привитие нашим людям представления о России как стране-поработительнице, а о пребывании Украины в составе Российской империи и в Советском Союзе - как о колониальном прошлом украинского народа;


- отказ от цивилизационного выбора, сделанного в середине XVII века;


- насаждение так называемых "европейских ценностей", в том числе тех, которые чужды ментальности нашего народа (однополые браки и т.п.);


- вовлечение Украины в европейские структуры, в том числе в НАТО, превращение её в мощный плацдарм и ударную силу в противостоянии Запада и России.


Главный итог минувших двадцати пяти лет состоит в том, что эта программа к настоящему времени в целом выполнена.


Реставрация капитализма сопровождалась и сопровождается,


с одной стороны, махровой антикоммунистической пропагандой, очернением социалистического прошлого нашей Родины, подавлением любых оппозиционных проявлений, беспардонным вмешательством Запада во внутренние дела нашей страны. С другой - всяческим восхвалением преимуществ капитализма, осуществляемых "демократических преобразований", "успехов в преодолении последствий тоталитаризма".


В принятой в 1996 году Конституции Украина провозглашалась «суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». Декларировались многочисленные реформы. Проводились выборы. Менялись президенты, правительства (их состав сменился за эти годы более 20 раз). Но обещанного капиталистического рая и благоденствий не наступило, жизнь большинства наших соотечественников становилась все хуже и хуже. В обществе нарастало недовольство граждан своим положением и действиями власти. Но это недовольство не трансформировалось в борьбу за радикальное изменение обстановки в стране. Правящую верхушку раздирали и продолжают раздирать внутривидовые распри. Страну время от времени потрясали массовые выступления, в том числе называемые революциями - "помаранчевой" (2003-2004 годы) и "революцией достоинства" ( 2013-2014 годы). Их плодами пользовались сменявшие друг друга противоборствующие группы эксплуататорского класса. "Революции" не только не приводили к смене буржуазного, криминально- олигархического режима в стране, но еще больше укреплчли позиции сросшихся с властью коррумпированных кланов и национал-радикальных, по сути неонацистских сил .


Развитие обстановки привело к совершению в феврале 2014 года агрессивными право-националистическими силами вооружённого государственного переворота, который, по сути, явился продолжением августовского (1991 года) антисоциалистического переворота и положил начало, пожалуй, самому драматичному и трагическому периоду в истории Украины. Кровопролитный конфликт на Востоке страны, унёсший жизни, по официальным данным, более десяти тысяч человек, по тяжести своих последствий значительно превзошёл все трагические события, имевшие место в других республиках в процессе развала Советского Союза.


Практически уничтожены целые отрасли. Прекратили свою деятельность многие предприятия, сотни тысяч рабочих, специалистов лишились работы. Можно назвать лишь единичные небольшие предприятия, построенные за истекшие 25 лет. По объёму внутреннего валового продукта Украина едва достигает половины от уровня конца 80-х-начала 90-х годов прошлого века. Только за два года после февральского (2014 г.) переворота ВВП на душу населения в долларовом измерении снизился, по данным Всемирного банка, в текущих ценах почти в два раза - на 47%.


Катастрофическое положение сложилось с производственной и экологической безопасностью в связи с изношенностью (до 80-90%) основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве, системах жизнеобеспечения и особенно в связи с чрезвычайным обострением проблем, связанных с обеспечением населения питьевой водой, очисткой сточных вод, переработкой производственных и бытовых отходов.


До критического состояния доведена отечественная наука.


На содержание и функционирование научных учреждений расходуется средств в объёме всего 0,2% от ВВП вместо 1,5%, которые должны выделяться в соответствии с действующим законом. Эта сумма равна


100 млн. долларов. Примерно столько получает в США один средний университет. Если и в этой обстановке в институтах Национальной Академии наук совершаются ценные открытия, создаются разработки, которые отвечают современным тенденциям развития науки и техники, потребностям инновационного развития нашей страны, то достигается это в основном благодаря самоотверженности и подлинному патриотизму украинских ученых.


Разрушена финансово-банковская система. Только после переворота 2014 года гривна обесценилась более чем в три раза - с 8-ми до 25 за доллар. В условиях, когда импорт товаров и услуг достигает 57%, а тарифы на энергоносители, жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги повышаются, это привело к тому, что только за прошлый год инфляция составила 48,7%. Цены на лекарства выросли на 50%, на хлеб - на 55%, жилищно-коммунальные услуги - на 116%. При этом средняя номинальная зарплата в сравнении с предыдущим годом возросла только на 20%, а размер средней пенсии повышен всего на 8%.


Такого бездарного, убийственного для своего народа хозяйствования Украина после "лихих" 90-х годов минувшего века не знала.


Тотальная, не имеющая аналогов в Европе, бедность остается для нашей страны, пожалуй, самой острой проблемой. Недавно со ссылкой на руководящих работников министерства социальной политики сообщалось, что бедных , по общепринятым относительным показателям, в Украине 24%, а по фактическому прожиточному уровню - 59%. Если после предстоящего очередного, осеннего , повышения платы за отопление жилищ государство вынуждено будет предоставлять субсидии, по официальным данным, почти двум третям семей (домохозяйств ), так как иначе они будут лишены возможности нормально питаться, приобретать медикаменты, промышленные товары первой необходимости, то о какой нормальной экономике можно говорить?


Состояние в социальной сфере красноречиво характеризуют и такие данные. Как показывают исследования, уровень благосостояния за последние два года (напомним: после прихода к власти нынешнего режима) ухудшился у 76% граждан, в том числе почти у половины (48%) - значительно. Доля расходов на питание в общей сумме семейных расходов только за первый квартал текущего года увеличилась с 37,7% до 45%. В рационе питания наших людей уменьшилось потребление мяса, мясных продуктов, рыбы, яиц, овощей, фруктов, ягод, даже хлеба.


А что ожидает наших людей в ближайшее время? - Новые повышения цен, рост тарифов, дальнейшее снижение уровня жизни.


Можно ли в этих условиях говорить об Украине как демократическом, правовом государстве?


Сегодня власти и их идеологические прихлебатели стремятся не вспоминать, что поводом и причиной возникновения конфликта в Донбассе, превратившегося в кровопролитную гражданскую войну, называемую "антитеррористической операцией", явились циничные нарушения прав граждан, в том числе в отношении возможности свободно пользоваться родным языком, разнузданная, безнаказанная деятельность неонацистских элементов, чинивших насилие над гражданами, независимо от их статуса и общественного положения, захватывавших здания и помещения государственных органов, культурно-просветительных учреждений, угрозы расправиться с "ватниками"- русскоязычным населением восточных областей страны.


Не может не вызывать озабоченности то, что за два с лишним года так и не завершены расследованием кровавые события в столице, трагедия в Одессе, где заживо сожжены и убиты десятки людей, преступные акции в Мариуполе, других городах, никто из творивших и организовавших эти злодеяния, не понёс ответственности. Чем дольше затягивается расследование, тем больше возникает сомнений в искренности намерений нынешней власти установить истину: она её знает, да обнародовать и дать справедливую оценку преступным действиям многих её представителей не то что невыгодно - опасно.


При анализе происшедших после осуществлённого в 1991 году переворота перемен обращает низание заметно изменившееся в последнее время отношение к независимости Украины и её государственному суверенитету. Длительное время суверенитет считался неприкосновенной категорией. Посягательством на суверенитет Украины, угрозой её независимости объявлялись любые предложения об интеграции в Евразийский Союз, улучшении отношений с Россией. Тех, кто их высказывал, объявляли сепаратистами, врагами незалежної Украины. Ситуация изменилась после подписания Соглашения о евроинтеграции, фактически легализовавшего давно сложившуюся реальную обстановку.


Ещё в принятой в ноябре 1996 года совместной резолюции номер 120 обеих палат конгресса Соединённых Штатов Америки "В поддержку независимости Украины" было чётко определено, что требуется от её президента, парламента, правительства. завершить демонтаж ещё остающихся социалистических секторов экономики, гарантировать надежные условия для иностранных капиталов, не допустить возрождения в любой форме политического или военного союза республик бывшего Советского Союза. Этими требованиями неукоснительно руководствовались и руководствуются все президенты, все парламенты и правительства "независимой" Украины. Все принципиальные решения, в том числе кадровые, принимаются после согласования с руководством или посольством Соединённых Штатов. Американский посол может запросто вызвать к себе генерального прокурора Украина и "разъяснить" ему, как надо себя вести, как это было, например, во время недавнего конфликта между генеральной прокуратурой и так называемымиАнтикоррупционным бюро. Международный валютный фонд диктует, какими должны быть в Украине государственный бюджет и государственный долг, , тарифы на энергоносители, жилищно-коммунальные и другие услуги, пенсионный возраст.


Теперь в выступлениях высоких должностных лиц, различного рода аналитиков и "стратегов" все чаще звучит тезис, что суверенитет это такая штука, что может подвергаться ограничениям, а что касается ЕС и НАТО, то передача их руководящим структурам суверенных полномочий в её интересах. Более того. Уже сейчас, не будучи полноправным субъектом указанных организаций, Украина делает больше, чем иные члены. В официальных документах отмечается, в частности, что в случае войны стран НАТО с Россией Украина готова предоставить этим странам свою территорию для размещения их вооруженных сил, хотя это запрещено Конституцией и действующими законами.


Как видим, ради полного разрыва с Россией украинские власти готовы поступиться чем угодно, включая государственный суверенитет, с которым они так носились, обманывая, как выяснилось теперь, наших сограждан. Их не беспокоит то, что этим наносится огромный ущерб национальным интересам Украины.


Оглядываясь назад, невольно приходишь к выводу, что внешнеполитическая деятельность властей формально независимой Украины была одним из самых слабых мест. Страна, на территории которой находился третий по мощности потенциал ядерного оружия, бездарно рассталась с ним, не получив реальных гарантий своей безопасности, ограничившись подписанием с ядерными державами известного Будапештского меморандума, который фактически носит характер общих пожеланий, а не обязывающего в правовом смысле документа.


Ни одна страна не потеряла столько своей территории за такое время. Неизвестно куда поделись при президентстве Л.Кравчука 330 современных судов крупнейшего в мире Черноморского морского пароходства, которые были носителями суверенитета Украинского государства. Мои попытки, как руководителя парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности обороны, разобраться в причинах этого государственного преступления, с ролью в этой ситуации Кравчука были, что называется, на корню пресечены тогдашним Председателем Верховной Рады И.Плющом.


Бездарно было проиграно в международном суде дело о принадлежности значительной территории Черноморского шельфа. Ознакомление с текстом стенограммы заседания Совета национальной безопасности и обороны по Крыму, которое состоялось вскоре после возвращения Крыма в состав России (она всячески замалчивается, хотя и была опубликована в еженедельнике "Бульвар Гордона"), дает основания утверждать, что полуостров был попросту сдан, так как вследствие пренебрежительного отношения украинской власти к нуждам его жителей подавляющее большинство крымчан (не только русских), включая находившихся там военнослужащих Вооруженных сил Украины, работников правоохранительных органов не хотели находиться в составе


Украинского государства. Сегодня трудно сказать, когда будет поставлена точка в конфликте в Донбассе.


Много произносится слов о неудовлетворительном состоянии, в котором находились Вооруженные силы нашей страны. Многое здесь справедливо. Но, как бывший председатель профильного парламентского Комитета, должен сказать, что мы, народные депутаты, постоянно били тревогу по этому поводу (по крайней мере, на протяжении восьми лет, пока я был в составе Комитета), обращались с многочисленными письмами к тогдашним президентам, премьер-министрам, в том числе тем, кто сегодня особенно упражняется в критике предыдущей власти. Но радикальные меры для исправления положения не принимались. На протяжении полутора десятка лет парламент создавал специальные комиссии, чтобы разобраться, кем и как было разграблено огромное количество военной техники, боеприпасов, имущества крупнейшей советской вооружённой группировки, которое Находилось на территории Украины и досталось ей после распада СССР. Стоит сказать и о том, что в западных столицах, в НАТО хорошо знали состояние украинской армии. Но на многочисленных конференциях, симпозиумах, круглых столах их представители всячески восхваляли многочисленные "реформы", которые проводились в Вооруженных силах Украины. Над этим тоже не лишне призадуматься.


В этом контексте стоит ещё раз упомянуть о роли нашего внешнеполитического ведомства, которое практически все это время возглавлялось прозападными деятелями. Навязываемая ими односторонняя ориентация на Запад, отказ от политики внеблоковости, нежелание участвовать в выстраивании системы общеевропейской безопасности - от Ванкувера до Владивостока, воинствующая русофобия дорого обходятся нашей стране.


Все решают кадры. Эта истина многократно проверена практикой. Значение разумной кадровой политики невозможно переоценить.


К сожалению, в незалежній кадровая политика утратила всякую системность. На важнейшие государственные посты стали выдвигаться не высококлассные, прошедшие хорошую жизненную и производственную школу, с нормальными человеческими качествами, а "любі друзі", партнёры по бизнесу, собутыльники. Многие из них использовали выдвижение для "конвертирования власти в капитал". Нутром осознавая, что на властных постах они временщики, старались побольше урвать у государства. Долго эксплуатировавшийся лозунг "Отделим бизнес от власти" после государственного переворота 2014 года сменился демонстративным выдвижением олигархов - долларовых миллионеров и миллиардеров на высшие государственные посты в центре и регионах. Первый среди них - президент П. Порошенко, капиталы которого стремительно растут и в условиях, когда большинство нашего народа нищает. Именно в это время пышным цветом расцвела коррупция, подавить которую таких условиях невозможно. Истекшие два года, когда о борьбе с коррупцией идут бесконечные разговоры, создаются различные органы - бюро, спецпрокуроры и т.п., это наглядно показали.


Украинским "ноу-хау" в кадровой практике стало закрепление преданности со стороны "нужных " работников через присвоение им высоких воинских и почетных званий . Генералов в Украине на тысячу человек населения больше, чем в любом другом государстве Европы. При Порошенко на ответственные государственные посты в центральных органах и региональных администрациях стали широко назначаться зарубежные деятели, среди которых есть и такие, к которым на их родине имеются серьезные претензии. Такая практика во многих случаях себя не оправдывает, негативно воспринимается в обществе, тем не менее продолжает упрямо проводиться.


Особенно большой вред пороки кадровой политики нанесли идеологической сфере, отданной на откуп националистически настроенным радикалам, внешнеполитическому ведомству, правоохранительным органам.


На обстановке в стране все острее сказывается разобщённость нашего общества, обусловленная известными историческими обстоятельствами. Преодоление существующих противоречий требует осторожной, всесторонне продуманной и взвешенной политики, максимально возможного учёта специфических особенностей отдельных регионов (земель), интересов проживающего там населения. К сожалению, власти в постсоветской Украине этим проблемам не уделяли должного внимания. А нынешний режим, попытавшийся навязать восточным регионам националистическую идеологию, диктат неонацистских сил, ещё больше углубил раскол, довёл дело до фактической утраты Крыма, взрыва и кровавого конфликта, гражданской войны в Донбассе, чрезвычайно опасной угрозы вооружённого столкновения с северным соседом. В стране довольно сильны позиции "ястребов" - русофобов. сторонников полномасштабной войны с Россией. Их расчёты строятся на двух посылах - на том, что "заграница (Запад) нам поможет", а Россия под тяжестью навалившихся на неё проблем вскоре "развалится".


Поражают наивность и безответственность таких "стратегов". Воевать за насквозь коррумпированную Украину Запад не намерен. У него своих проблем хватает. К тому же, его вполне устраивает то, что нынешним правителям "незалежної" удалось оторвать Украину от России, сделать два родственных государства, по сути, врагами. А что касается надежд на "развал" России, то они относятся к разряду тех, о которых в нашем народе говорят: "дурень думкою багатіє".


В мире прочно установилось мнение, что альтернативы мирному урегулированию конфликта не существует. Путь к урегулированию - реализация в полном объёме Минских договорённостей, чему чинят сопротивление безответственные силы в Украине.


Анализ итогов прошедшего двадцатипятилетия приводит к неутешительным выводам. Реставрация капитализма, развал союзного государства, провозглашение независимости не привели к осуществлению надежд нашего народа на счастливую жизнь, сохранению государственного суверенитета Украины. Несостоятельность, бездарность правящего режима, доведшего страну до страшной трагедии, становится все более очевидной. В обществе все громче раздаются требования о смене этой власти, проведении досрочных парламентских,а, может быть, и президентских выборов. В условиях катастрофической утраты властью доверия народа эти требования представляются вполне обоснованными и логичными. В мировой практике трудно найти пример, когда бы президент, избранный на этот пост большинством в первом туре, уже через год опустил свой имидж до 10-12 процентов. Такое возможно только когда, как говорится, человек оказывается не на своём месте, даже если он имеет импозантную внешность, подвешенный язык и владеет иностранными языками.


Трагедия нашего общества в том, что сегодня на политическом горизонте не просматриваются авторитетные фигуры, которые были бы способны сплотить страну, предотвратить её распад, вывести из кризисного состояния. Нет и политических сил, которые пользовались бы широкой поддержкой в обществе и могли организовать массы на борьбу за подлинные интересы страны.


Реставрация капитализма оказалась для Нашей страны ( как, впрочем, и для других бывших союзных республик СССР) тупиковым путём. Спасение Украины , возрождение её как мощного процветающего государства, в котором были бы обеспечены социальная справедливость и подлинная демократия для народа, возможны только на путях возвращения на социалистический путь развития, нормализации отношений со всеми соседями и прежде всего с Российской Федерацией. Но для этого нужно, чтобы власть в стране принадлежала не толстосумам и их приспешникам, а подлинным выразителям воли народа. За это патриотическим силам предстоит нелёгкая и непростая борьба.



26.08.2016
Loading...

Похожие статьи:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
вверх