Войти * Регистрация
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
} НОВОРОССИЯ

» » Получилось у Польши - не получилось у Украины. «План Маршалла» отменяется

Получилось у Польши - не получилось у Украины. «План Маршалла» отменяется



Получилось у Польши - не получилось у Украины. «План Маршалла» отменяется

В те годы, когда еще что ли не каждый второй грезил европейской интеграцией, украинские СМИ публиковали «аналитику», из которой выходило, что Украина готова повторить модернизацию европейских стран. Очень часто приводилась в пример Польша, а один из номеров газеты «Комментарии» как-то вообще был посвящен польскому опыту, из которого делался вывод: «Получилось у Польши, получится у Украины».


Действительно, в Польше на протяжении нескольких лет сельское хозяйство получало дотации из бюджета ЕС, за европейские средства строились дороги.


Не удивительно, что и Украина желала того же. Вся нехитрая идеология евроинтеграции в том и заключалась: придут европейцы и все построят.


В рамках политики кохезии (выравнивания) с 2004 года в «младоевропейцев» было вложено порядка 180 млрд евро. Но, забегая наперед, отметим, что с 2021 года, когда в силу вступит новый 7-летний бюджет ЕС, дотации для Восточной Европы если и не отменят полностью, то серьезно сократят. Ресурсная база стран «ядра» Евросоюза не резиновая, плюс из доноров выпадает Британия.


С начала года киевские власти стучались в крепко запертые двери европейских чиновников, призывая разработать план масштабной и, самое главное, безвозмездной макрофинансовой помощи для Украины. В принципе, об этом же в 2014 году, на волне победы Евромайдана, не раз заявляли лоббисты Киева на международной арене. В частности, в 2014 году французский философ (быть может, наиболее известный среди современных) Бернар-Анри Леви представил проект, который предполагал проведение специального экономического форума, посвященного Украине, выдачу стране займа и долговых обязательств, гарантированных Международным валютным фондом и Европейским центральным банком. Несколько позже Леви успел поработать на Фирташа, который в 2015 году в лучших гостиницах Вены собирал пафосные форумы, где предлагал свои планы по модернизации украинской экономики. У Фирташа, впрочем, были свои резоны. Олигарх пытался продемонстрировать свою нужность западным кураторам Украины, отбеливая изрядно попачканную репутацию.


Наряду с Леви сопредседателем фирташевского Агентства модернизации Украины (оказавшегося симулякром) стал депутат Бундестага Карл-Георг Вельман (от «ХДС» Меркель), заявивший в начале 2016 года о разработке «плана Маршалла для Украины» на 100 млрд евро.
В итоге ничего из вышеперечисленного реализовано не было. С течением времени киевские власти теряли международную поддержку, вплоть до того, что единственными союзниками Украины в Европе остались прибалтийские государства. Потому разрабатывать «план Маршалла для Украины» пришлось литовским политикам, для которых «поддержка Украины» – один из немногих способов привлечь к себе внимание и продемонстрировать верность «европейским ценностям». Автором прожекта стал Андрюс Кубилюс, евродепутат и экс-премьер-министр Литовской Республики, еще в 2007 году разработавший документ под названием «Стратегия сдерживания России».


Видимо, литовцы уверены, что реформирование «европейской» Украины – один из способов ослабления «варварской» России. Что ж, такие мысли весьма наивны. Представляется, что «планом Маршалла» Вильнюс хочет сделать Украину постоянной головной болью Европы, тем самым блокируя нормализацию отношений ЕС и РФ. Действительно, если в Украину начнутся мало-мальски серьезные финансовые вливания, то это сцементирует нынешнюю правящую верхушку, которая явно не намерена отказываться от политики, направленной на максимальное расширение конфликтного поля с РФ -смягчение антироссийских санкций будет означать полный провал всей внешней политики Украины.


Литовские политики предлагают Евросоюзу выделять безвозмездно Украине ежегодно не менее 5 млрд евро сроком от 6 до 10 лет. Деньги литовцы планируют брать из нового 7-летнего бюджета ЕС (2021-2027) и Европейского внешнего инвестиционного плана. Заметим, что у самих литовцев подобных денег нет: для Литвы дотации на период 2014-2020 в бюджете ЕС прописаны на уровне 10,1 млрд евро «чистыми».


Тут необходимо вспомнить, что под конец 2016 года в отчете Европейского суда аудиторов Украина была названа наиболее коррумпированной страной Европы. Выводы аудиторов базируются на анализе газового сектора, действий Киева в сфере управления государственными финансами, эффективности использования кредитных денег ЕС и борьбы с коррупцией в период 2007–2015. «Transparency International» в прошлом году включила Украину в пятерку самых коррумпированных стран Европы и Центральной Азии. А в апреле 2017 британская аудиторская компания «Ernst & Young» опубликовала результаты исследования, согласно которому Украина выбилась в малопочетные лидеры по уровню коррупции в бизнесе (в исследовании участвовала 41 страна). В свою очередь, экспертные оценки свидетельствуют о потерях Украины от коррупции за 2014-2016 в 120 млрд гривен. Такая вот «борьба с коррупцией», в которую после Майдана включились буквально все, кому не лень. Со стороны коллективного Запада в адрес Киева регулярно звучат призывы ужесточить борьбу с разворовыванием всего и вся, а также создать антикоррупционный суд, замкнув тем самым антикоррупционную вертикаль (заметим, что это призывы в пустоту, ибо Порошенко и его клиентела фактически возглавляют те деструктивные тенденции, которым противостоят на словах).


Словом, будучи в здравом уме и твердой памяти глупо верить в то, что ЕС будет выделять Украине десятки миллиардов евро. В принципе, даже идеолог «плана Маршалла» Кубилюс признает, что «в Украине наблюдается проблема с использованием финансовых ресурсов, которые предлагает Евросоюз на конкретные проекты». Если Евросоюз в ближайшее время и выделит какие-то деньги Украине, то разве что 600 млн евро в обмен на снятие моратория на экспорт необработанной древесины (следовательно, вырубка лесов приведет к тому, что украинский чернозем будет вымыт дождями и разнесен ураганами; эта эпопея тянется с прошлого года).


Не стоит забывать и тот факт, что после «безвиза» и вступления в силу в полном объеме Соглашения об ассоциации «медовый месяц» Украины и ЕС подошел к концу, что и подтвердил срыв подписания итоговой декларации июльского саммита Украина – ЕС: Киев настаивал, чтобы в совместном заявлении была фраза о том, что Евросоюз «признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор», но Нидерланды, ФРГ и Франция выступили против.


Вильнюс и Киев планировали презентовать «план Маршалла» на саммите Восточного партнерства, который состоится 24 ноября в Брюсселе. Но «зрада» прилетела, откуда не ждали – «Европейская правда» (проект в рамках небезызвестной «Украинской правды») опубликовала информацию о том, что в документах саммита Восточного партнерства нет даже беглого упоминания об этом плане. В частности, еврокомиссар Йоханнес Хан, ответственный за европейскую политику соседства, подтвердил, что Еврокомиссия получила проект «плана Маршалла», но сомневается в его необходимости, сославшись на то, что деньги будут выделяться в соответствии с прогрессом в пресловутых реформах. Если данный состав Еврокомиссии скептически относится к «плану Маршалла» для Украины, то следующий, который будет избран в 2019, будет еще менее сервилен к Украине.


А ранее замглавы МВФ Дэвид Липтон заявил, что ничего не слышал о плане Маршалла (заметим, что с конца лета 2015 МВФ выделил Украине лишь 2 млрд долларов, постоянно ссылаясь на невыполнение Киевом ряда условий; на данный момент переговоры о новом транше зашли в тупик). Быть может, для Вильнюса это отнюдь не худший вариант, ведь наверняка литовцам придется «впрягаться» в «план Маршалла» в случае его гипотетического утверждения, внося лепту в общий «котел» из собственного бюджета.


Выклянчивание денег у сильных мира сего – на самом-то деле, путь тупиковый. Деньги, которые Киев рассчитывает получить в рамках «плана Маршалла» (чего, понятно, не будет), Украина могла бы заработать самостоятельно за счет экспорта товаров и услуг. Даже Порошенко в прошлом году признал, что от разрыва связей с РФ Украина потеряла не менее 15 млрд долларов экспортных поступлений, правда списав это на «экономическую агрессию России». Увы, но с 2021 года, согласно условиям реструктуризации внешних долгов имени американки Яресько, Украине фактически бессмысленно добиваться экономического роста выше 3%, так как при более высоких показателях роста придется выплачивать кредиторам минимум по 1,25 млрд долларов в год. Интересно, учитывало ли это МЭРТ Украины, готовя доклад для ООН, в котором сказано, что Украина удвоит ВВП в ближайшие 15 лет (что будет означать лишь возврат к показателям 2013, когда ВВП Украины был вдвое выше чем ныне)? В общем, пора уже наконец-то забывать мантру «заграница нам поможет».




12.11.2017

Похожие статьи:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
вверх