Aa?ioouny ia aeaaio?

Старый и новый курсы Украины



Старый и новый курсы Украины

В Украине потихоньку идет избирательная кампания. До ее начала еще далеко, но, в общем, все понимают, что, собственно, происходит. Соответственно, каждое телодвижение ведущих политиков, расценивается именно с точки зрения обращения к избирателям.


На данном этапе основные игроки определяются с идеологией. Понятно, что наибольший интерес представляют позиции Юлии Тимошенко, лидирующей в рейтингах, и действующего президента, сосредоточившего огромные ресурсы, но имеющего низкий уровень поддержки.


«Старый курс»


Собственно, программа президента Порошенко предполагает продолжение той самой политики, которая привела его к нынешнему состоянию. Понятно, что предложить радикального изменения курса он не может. Во-первых, потому что любая «революционная» концепция ставит под вопрос результаты его первого срока. Во-вторых, президент сознательно дистанцировался от экономической политики.


Соответственно, остается предлагать идеологические маркеры, которые отдаляют Украину от «российской империи» (не существующей с 1917 года, о чем Порошенко, безусловно, знает) и приближают к западной цивилизации. Эти маркеры следующие:


- «Томосятина» – попытка создать «единую поместную церковь» по совершенно невнятной процедуре. Почему президент считает, что ему это удастся и, главное, почему это повысит его привлекательность в глазах избирателей, знает только Бог, в которого президент не верит…


- Украинизация – тут и новый закон об образовании, и запланированные две пятилетки украинского языка… Правда, пока что деятельность в этом направлении электорального эффекта не приносит (все же социологи не врут, когда говорят, что языковая проблема – далеко не самая актуальная).


- Европейская и евроатлантическая интеграция – тема, в значительной степени, себя исчерпала, потому что предъявить какие-то реальные «перемоги» после получения безвиза уже не получится.


Из более или менее реальных тем политики президента в информационном пространстве присутствуют две:


Во-первых, это тема децентрализации.


Децентрализация в Украине довольно куцая, поскольку расширение прав самоуправления сильно опережает бюджетную децентрализацию. Президент обещает, что в следующем году доля местных налогов в бюджетах самоуправления достигнет 30%, что вообще много, но в частности понятно, что самоуправление зависит от политики правительства.


Сама по себе идея правильная, поскольку доверие к местному самоуправлению в Украине намного выше, чем к центральной власти. Но вот даст ли такая привязка что-то президенту – большой вопрос. Судя по рейтингам президента – не дает.


Во-вторых, это сохранение медицинской инфраструктуры в селах.


ФАПы, клиники и аптеки – тема отдельной программы президента. Причем программа эта имиджево рискованная – ведь президент, фактически, вступает в противоречие с правительством и проводимой ею медицинской реформой, которая никакой медицины в селах де-факто не предполагает.


Реализация этого проекта может дать какой-то рейтинговый эффект, но вряд ли большой.


«Новый курс»


Презентованный Юлией Тимошенко «Новый курс» включает, собственно, два основных элемента.


Во-первых, это решительная конституционная реформа, которая должна превратить Украину в парламентскую республику канцлерского типа. Симпатии Юлии Владимировны именно к такой организации власти, которая позволит ей оставаться во главе государства пока не надоест (напомню, что Ангела Меркель возглавляет Германию с 2005 года).


При этом, предполагается широкая демократизация. Например, судьи и руководство Государственного бюро расследований будут назначаться Национальной ассамблей самоуправления, состоящей из глав общественных ассоциаций и из «моральных и духовных лидеров».


Как именно Юлия Владимировна собирается выкручиваться в этой ситуации, собственно, сейчас не так уж интересно. Мы, в общем, и так знаем, что она отличается уникальной политической маневренностью и способна на многое.


Во-вторых, это не менее решительное изменение экономической политики.


Вообще, от Тимошенко привычно ждать социальных инициатив, поскольку экономикой она не слишком интересуется. Однако, сейчас ситуация такая, что даже Тимошенко будет вынуждена предложить что-то новое.


Судя по всему, новая экономическая политика Тимошенко будет предполагать отказ от выполнения «рецептов» МВФ и переход к развитию собственной промышленности. Тут надо отметить, что аналогичные программы выдвигают почти все оппозиционные силы – и «Оппоблок» («новая индустриализация»), и «Возрождение» («свой путь»), и Радикальная партия. Теоретически, Тимошенко может даже сколотить некую коалицию на выборы и даже новое большинство после выборов, обращаясь к носителям такой программы. Другое дело, что практически уровень доверия к ней в украинском политикуме, мягко говоря, не слишком высок.


Тем не менее, обращение к теме экономики, в которой президент играть вообще не может, для Тимошенко очень выгодно.


Интересно, что ни Порошенко, ни Тимошенко не могут предложить сколько-нибудь вменяемого решения проблемы Донбасса и Крыма. Инициативы президента упираются в неуступчивость России, а Тимошенко вообще обходит эту тему, надеясь, видимо, на то, что избиратели сами додумают ее «особые отношения» с Кремлем, которые заставят последний пойти на уступки.




21.10.2018