» » Сразу три «суперземли» открыты учёными по соседству с Солнцем

Сразу три «суперземли» открыты учёными по соседству с Солнцем

«Воскрешённый» в мае 2014 года охотник за экзопланетами «Кеплер» обнаружил три новые экзопланеты размером с Землю, которые вращаются вокруг одного из ближайших соседей Солнца, звезды EPIC 201367065 в созвездии Льва, сообщает РИА Новости со ссылкой на университет Калифорнии в  Беркли.

Телескоп «Кеплер» был запущен в мае 2009 года. Аппарат постоянно следил за звёздами в небольшой области неба в районе созвездия Лебедя и искал планеты, фиксируя слабые колебания яркости этих звёзд при прохождении планет по диску светила. В мае 2013 года телескоп вышел из строя, однако специалисты нашли способ продолжить его работу в рамках так называемой миссии K2.

В мае прошлого года НАСА официально одобрило «воскрешение» телескопа и продлило его финансирование на два года. В декабре «Кеплер» совершил свое первое открытие «второй жизни» — он обнаружил экзопланету-«суперземлю» HIP 116454b в созвездии Рыб. После «воскрешения» телескоп следит за разными участками неба: специалисты НАСА постоянно поворачивают его, чтобы солнечный свет не попадал в объектив телескопа.

Во время наблюдений за созвездием Льва, внимание планетолога Эрика Петигуры и его коллег привлекла звезда EPIC 201367065, яркость которой периодически колебалась. Проанализировав кривые яркости, планетологи поняли, что им удалось найти три новые планеты.

Подключив к работе несколько наземных телескопов Европейской южной обсерватории в Чили и американские обсерватории на Гавайских островах и Калифорнии, они смогли определить радиус планет, вычислить расстояние до них и раскрыть свойства звезды. Планеты оказались неожиданно маленькими; это крупные «двойники» Земли, чьи радиусы в 1,5–2 раза больше аналогичного значения для нашей планеты.

Как показали наблюдения наземных телескопов, звезда EPIC 201367065 удалена от нас всего на 150 световых лет. Светило относится к числу небольших и холодных красных карликов, чья масса и размеры примерно вдвое меньше, чем у Солнца.

По мнению планетологов, это позволит подробно изучить эту систему при помощи «Хаббла» и других мощных телескопов. Учёные надеются «попробовать на вкус» атмосферу планеты, определить её химический состав и плотность, а также вычислить её точную массу.

«Практически все планеты, которые мы смогли обнаружить за все время существования астрономии, были „поджарены" светилами. Эта звёздная система является ближайшим к нам примером светила, вокруг которого вращаются относительно холодные планеты. Вполне вероятно, что самая дальняя планета в этой системе является таким же каменистым небесным телом, как и Земля, что означает, что на её поверхности может царить подходящая температура для существования водных океанов», — заключает Петигура.

Миссия астрономического спутника Kepler, запущенная NASA в 2009 году, к началу текущего года обнаружила более 4000 экзопланет. Существование около 1000 из них официально подтвердили астрономы Земли.

Кроме того, на встрече Американского астрономического общества, которая состоялась в Сиэтле, группа из Гарвард-Смитсоновского центра и другие коллективы учёных подтвердили: восемь только что обнаруженных скалистых планет являются возможными двойниками Земли.

Дебра Фишер, астроном из университета Йеля, напомнила в своем докладе, что всего 20 лет назад учёный мир не подозревал о существовании подобных небесных тел. Абсолютный близнец Земли, впрочем, пока не обнаружен. Максимально приближена к земным размерам и орбите пара планет, которым учёные дали имена Kepler 438b и Kepler 442b. Они вращаются вокруг звёзд, которые немного меньше и холоднее нашего Солнца.

Однако почти все из тысяч планет — включая те, которые были зафиксированы Kepler на днях, — находятся в сотнях световых лет от Земли, что, безусловно, затрудняет их детальное изучение.

17.01.2015