“Не компьютеры и книги забирают жизнь, мы сами её отдаём” – Евгения Омельченко



О философии видеоигры NieR Automata, популярности отечественной литературы и почему на фанфиках легче учиться писать

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики “Белый дракон”

Приближается самое литературное событие в году — “Библионочь” (0+). К 27 мая библиотеки и книжные магазины по всей России приготовили для книгоманов насыщенную программу, связанную с искусством слова. Специально к этой дате постоянный участник “Библионочи” — председатель Клуба любителей фантастики “Белый дракон” Евгения Омельченко рассказала корр. ИА PrimaMedia о талантливых сетевых авторах, причинах популярности фантастики, влиянии воображаемых миров на подростков и многом другом.

Евгения, благодаря “Библионочи” библиотеки теперь не только про книги, но и про другие культурные мероприятия совершенно разного характера (перфомансы, открытые микрофоны, музыка). Подскажите, как это произошло? И как акция повлияла на отношение общества к книгам?



— Если говорить в общем, как я вижу, то литература от всей культуры неотделима. Вместе с литературой следом идёт и музыка, так как персонажи её слушают, или по многим книгам есть музыкальные произведения. Плюс у людей часто возникает желание воплотить произведения в жизнь, и так рождаются пьесы. Из-за того, что литература неразрывно связана с другими видами искусства, “Библионочь” начала развиваться дальше, за границы книг и библиотек. 

Тем более невозможно всю ночь и день сидеть в кружке и обсуждать литературу — от этого просто устаёшь, поэтому появились и другие активности. Мне кажется, в этом ничего удивительного нет, всё к этому шло. Прекрасно, что ты погружаешься не только в мир литературы и книг, но и в мир искусства, в целом. 

Евгения Омельченко

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики

Однако я бы не сказала, что благодаря “Библионочи” общество стало намного больше читать. Для того, чтобы люди стали читать больше, нужны более действенные вещи. Массовые мероприятия, как “Ночь музеев” и “Библионочь” — их множество происходит по всей России. Естественно это влияет, но именно потому, что их много. Маленькая “Библионочь” раз в год — это капля в море из множества таких капель. Учителя в школах, библиотеках тоже проводят какие-то мероприятия. Это происходит от школьного уровня до федерального. То есть это большая работа, которая проводится на всех уровнях. 

Кто посещает собрания вашего Клуба? Это разные возраста? Какие основные темы ваших обсуждений и лекций?

— Мы начинали в августе 2015 года. Была самая первая встреча Клуба, которую я вела исключительно сама. Как филолог, я вышла и начала рассказывать о том, что такое фантастика, как её определяют учёные. То есть фантастический роман — это тот, который имеет фантастическое допущение, то, чего нет в реальности. Причём фантастические романы могут быть разные — от авантюрных и приключенческих до детективных и социальных, а могут быть и смешанные. Я начала с этого, а потом пошли по жанрам, например, что такое фэнтези, и какое оно бывает. Мы обсуждали , как оно развивалось, естественно начали с Толкина, Роберта Говарда с его “Конаном”. 

Буквально недавно у нас была великолепная лекция о видеоигре NieR Automata. В ней ты не просто играешь за персонажа и проходишь приключения, главный герой олицетворяет собой азиатскую философию, близкую к буддистской. А антагонистом ему стал “представитель” западной философии. Игра — это не просто красивая девочка, которая дерётся со страшными роботами. Девочка —  одна философия, а робот со своей судьбой и трагедией представляет другую. 

Людям стало интересно, они начали приходить, и приходили все — и пенсионеры, и школьники. К нам в начале 2016 года пришёл пятнадцатилетний мальчик, и он до сих пор к нам ходит. Он уже взрослый парень, женат — человек повзрослел вместе с нами. Люди среднего возраста тоже часто ходят. Бывает такое, что дети часто приходили, а когда повзрослели, начали приводить ещё и родителей. Например, чей-нибудь папа читал Желязны, мельком услышал у нас про него и тоже начал ходить. То есть мы максимально открыты для любого человека, который просто интересуется фантастикой. Ни возраст, ни социальное положение и другие условности не помешают человеку к нам приходить. Лишь бы ему было интересно с нами, и он что-то интересное привносил в наше обсуждение. 

Самые яркие представители из тех, кто нас посещает, конечно, глубоко увлечённые, они даже принимают участие в организации. У нас есть человек, который разбирается в комиксах. Он может полностью по номерам комиксов рассказать, как это всё работает, где какой персонаж и какой сюжет. Есть очень увлечённые, а есть те, кто прочитал пару книг и решил посмотреть, что ещё есть интересного.

Новички, например, могут выдать очень интересные мысли. У нас была встреча по антиутопии. И человек, который только-только прочитал “О дивный новый мир” Олдоса Хаксли, высказал довольно аргументированные мысли.

Считается, что многие не хотят жить в мире с официальным строем, как в этой книге. Ведь там разделение на социальные слои, искусственное снижение интеллекта разного уровня ещё в утробе и соответственное профессиональное определение в зависимости от уровня интеллекта. А тот парень, наоборот, сказал, что ему было бы классно. Аргументировал он это тем, что люди в высшей касте счастливы своему положению, а те, кто в низшей, не знают другой жизни и тоже счастливы.

Почему фантастика так популярна? Какие направления в ней сейчас читают, какие тренды популярны? Можно ли причиной такой популярности назвать злободневные темы в современной литературе?

— Я бы сказала, что сейчас по популярности поднимается космическая опера в связи с недавним сиквелом (продолжение — прим.ред.) “Звёздных войн”. Фэнтези в самых разных проявлениях тоже не сбавляет оборотов. Очень популярной несмотря ни на что остаётся социальная фантастика. Например, тот же сериал “Чёрное зеркало”, который вообще не сбавляет оборотов ни с каких сторон. 

Но, думаю, сейчас нет какого-то одного популярного жанра. Сейчас настолько большое разнообразие и книг, и фильмов, сериалов по самым разным направлениям фантастики, что невозможно выделить что-то одно. 

В эссе Макса Фрая (псведоним русскоязычноого писателя Светланы Мартынчик — прим. ред.)”Мизантропия Герберта Уэллса” развивается мысль о придумывании сюжетов писателями-фантастами. Но, например, Родиона Раскольникова из “серьёзного” чтива тоже не было, а если и был, то судьба у него была немного другая. То есть писатели, которые пишут реалистичные произведения, выдумывают не меньше, чем фантасты. А почему фантастика привлекает больше внимания? Она просто ярче. Благодаря фантастическим допущениям ту или иную ситуацию можно сделать более выпуклой и объёмной. Например, семейные отношения. Банальная ситуация: муж не уделяет внимание жене. В реалистичном произведении, в зависимости от таланта автора, это может выглядеть как бытовуха, серо и неинтересно. Добавляем фантастический элемент: муж пропадает не просто в гараже, а на каких-нибудь боях роботов. У него там целая история и конфликт. А жена, тем временем сидя дома в окружении робота-пылесоса и Алисы (виртуальный голосовой помощник — прим. ред.), пытается понять, зачем ей муж, который отсутствует, если с Алисой можно классно поговорить. 

Евгения Омельченко

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики

Да, в фантастике поднимается очень много социальных тем. В премиях Хьюго и Небьюла (литературные премии за достижения в области научной фантастики — прим.ред.) если посмотреть, можно найти много лауреатов, поднимающих довольно острые темы, начиная с феминизма и заканчивая цифровыми тоталитарными государствами. Например, часто используется в литературе тенденция “hi tech low life”, когда жизнь не очень хорошего качества существует в среде высоких технологий. 

На этом фоне обыденные ситуации выглядят интереснее. Читатель при этом чётко видит аналогию и параллель с какими-то реальными жизненными ситуациями, но ему просто интереснее читать такое. Это легче воспринимается. Абстрактный Вася это одно дело, а этот же Вася в 2350 году — уже другая история, как ни странно. Сразу кажется, что люди в будущем не сильно будут отличаться от нас, точно так же, как и мы не отличаемся от людей, живущих триста лет назад. У нас те же вопросы, те же вечные конфликты и проблемы.

Насколько сильно сейчас популярная литература влияет на людей, молодёжь? Не стали ли манга, ранобэ и комиксы причинами “сычевания”, социофобии, замкнутости? Может кто-то слишком погружается в выдуманные миры?

— Слушайте, я не думаю, что это большая проблема. Дело в том, что если ребёнок не вылезает из компьютера, а взрослый — из книжек, это проблема не компьютера, игр и книг. Это проблема конкретного человека. Если у него какие-то проблемы в жизни, не хватает сил и энергии на то, чтобы решать их или он не хочет их решать, или он слишком эгоистичен, чтобы ради вымышленных миров забыть реальный мир и близких — это только его проблема. 

Одна и та же книга читается сотнями тысяч людей. Сто из них развлекутся и отложат книгу, 10 — увлекутся и начнут копать дальше, то есть найдут новое хобби, а один человек закопается настолько, что перестанет есть, спать и превратится в какого-то отшельника. Не в книге дело. В одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному, и с книгами, фильмами всё ровно то же самое. Никогда не стоит винить именно объект. Мы сами несём ответственность за свою жизнь и поступки.

Однако в случае с детьми ответственность несут, конечно, родители, как главные люди в жизни ребенка. Счастливый и здоровый благополучный ребенок не будет пытаться “убегать”. Если ребенок чем-то болезненно увлечен, это повод для взрослых задуматься, что именно они делают не так.

Также и с обвинениями компьютерных игр в жестокости подростков. Помню в Европе и США были проведены исследования среди подростков, играющих в игры. По психологическим тестам измеряли уровень их агрессивности. И те, ребята, которые играли в игры, имели уровень агрессивности внезапно ниже. Ведь они сбрасывают свои негативные эмоции и в реальной жизни им немного легче.

Феномен фанфиков: есть ли среди фикрайтеров талантливые писатели, которых мы не заметили? А в Приморье?

— Авторы фанфиков (любительское сочинение по мотивам популярных книг, фильмов и так далее — прим.ред.) публикуются в сети и, если не искать специально, можно и не узнать, что фикрайтер (тот, кто пишет фанфики — прим.ред) живёт с тобой в одном городе. У них довольно широкая аудитория и, находясь во Владивостоке, ты можешь читать автора из Вильнюса или Москвы. Я уверена, что талантливые авторы фанфиков есть в Приморье, но я не знаю, как их зовут в реальной жизни. 

Талантливых фикрайтеров на самом деле очень много. Фанфики легче писать, чем сочинять книгу с нуля. Потому что уже есть мир, продуманные персонажи и рамки, в которые ты втиснут. Исходя из них автор и создаёт свою историю, “исправляя” для себя сюжет оригинала. Создавать эти рамки самому довольно сложно, к тому же всегда есть искушение за эти рамки зайти и нарушить законы своего же мира. В выдуманном же произведении с этим сложнее.

Фикрайтеры очень часто, написав несколько фанфиков, приходят к своим оригинальным книгам. Это действительно хорошее упражнение. После написания фанфиков авторы учатся действовать в рамках, созданных в источнике, а впоследствие и ими же сами. Они пишут великолепнейшие книги. Самый популярный пример — Кассандра Клэр, которая сначала писала фанфики по Гарри Поттеру, а после этого она создала свою собственную вселенную “Город костей”, по которой уже сняли сериал.

К тому же удобно, что есть постоянная обратная связь. Благодаря отзывам читателей можно учиться. Так что это хорошая ступенька, чтобы стать новой Кассандрой Клэр, а не Э. Л. Джеймс (автор романа “Пятьдесят оттенков серого” (18+)), надеюсь.

Евгения Омельченко

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики

Тем не менее среди авторов ориджиналов (оригинальные произведения в сети, фанфики, не принадлежащие к уже придуманным вселенным — прим.ред) тоже есть настоящие самородки, до которых ещё не добрались издательства. В основном, это молодые писатели, которые просто публикаются на удобной им платформе. 

Почему сейчас читают больше зарубежную литературу? Есть ли дальневосточные популярные авторы? 

— Давайте расскажу немного издалека. Зарубежные авторы, которые сейчас на слуху, пишут для англоязычной аудитории. Эта аудитория больше российской, что даёт больше возможностей, например, экранизировать книгу. И поэтому они на слуху и у нас. Если бы русскоязычная аудитория была больше, ситуация была бы в корне другой. 

У нас есть довольно популярные авторы и их много. И я бы не сказала, что российское общество читает исключительно переводную зарубежную литературу. Заядлые книгоманы читают всё — и переводную, и российскую литературу. Да и я вообще считаю, что всё ровно наоборот — русскоязычную здесь читают больше Да, на слуху сейчас переводные авторы, но по фактам даже издательства выпускают больше отечественной литературы. Это статистика.

К тому же у нас есть великолепный дальневосточный проект — комикс об адмирале Геннадие Невельском. Прекрасный пример того, как молодёжь стараются привлечь к истории, классике, чтению на их “языке”. Однако это пока единичный случай.

Чтобы продвигать наших популярных классиков за рубеж, у нас пока, не знаю, может инициативы не хватает. У нас есть очень много талантливых художников и авторов, которые могли бы адаптировать, например, прозу Пушкина под какую-нибудь красивую рисованную историю. И тогда Пушкиным будут зачитываться не только у нас ещё больше, но и за рубежом. Хотя его и так везде ценят. 

Из дальневосточных популярных авторов можно, конечно, отметить Василия Авченко, который сейчас гремит на всю Россию. Из фантастов можно назвать Диану Удовиченко из Владивостока. Она очень зрелый и классный автор. Здесь есть авторы и влиятельные писатели, но из-за того, что русскоязычная аудитория небольшая и сам Дальний Восток небольшой по населению, здесь меньше писателей, и вырываются только единицы. 



Комментарии 0

Оставить комментарий