Объявлен конкурс на лучший архитектурно-художественный проект памятника “Рюрику” во Владивостоке



Монумент будет посвящен крейсеру “Рюрик”, заявки от профессиональных архитекторов и скульпторов будут принимать до 1 октября

Крейсер “Рюрик”. Фото: Российское военно-историческое общество (rvio.histrf.ru)

О старте Творческого конкурса на лучший архитектурно-художественный проект памятника, посвященного крейсеру “Рюрик”, объявило Российское военно-историческое общество. Планируется, что монумент займет свое место в столице Дальнего Востока, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на rvio.histrf.ru

“К участию в Конкурсе приглашаются профессиональные архитекторы и скульпторы — отдельные мастера, творческие коллективы, художники-монументалисты, представители художественных мастерских, занимающихся созданий архитектурно-художественных ансамблей и монументально-скульптурных композиций в городской среде. Заявки принимаются до 1 октября 2023 года”, — отмечают в РВИО.



Положение о конкурсе доступно здесь. 

Отметим, броненосный крейсер “Рюрик” входил в состав Владивостокского отряда крейсеров — единственного непобежденного соединения среди морских и сухопутных сил России в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В свой последний героический боевой поход “Рюрик” уходил от Графской пристани Владивостока.

Напомним, ранее созданием памятника, призванного увековечить героический подвиг экипажа крейсера “Рюрик”, вел морской поисково-исследовательский центр ТОФ “Искра”. Этой работой представители центра занимались с 2004 года. В 2019 году журналистам даже представили скульптурный эскиз мастера Тимура Дорошенко, но отсутствие финансирования не дало делу продвинуться дальше.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

История “Рюрика”

Информация подготовлена Российским военно-историческим обществом:

“1 августа 1904 года Владивостокский отряд крейсеров в составе кораблей “Россия”, “Громобой” и “Рюрик”, вышедший из Владивостока с целью оказания помощи 1-й Тихоокеанской эскадре для ее прорыва из Порт-Артура, был перехвачен японской эскадрой в районе Пусана. С рассветом в сражение вступили все три корабля. До выхода отряда в море командованию Российского Флота еще не было известно о результатах боя 28 июля в Желтом море, в результате которого прорыв из Порт-Артура был сорван, а очередной командующий эскадрой после вице-адмирала С.О. Макарова контр-адмирал В.К. Витгефт погиб на мостике флагмана — броненосца “Цесаревич”. Поэтому, подойдя к Пусану, наши корабли надеялись встретить своих, но вместо этого их ожидало боевое столкновение с давно уже рыскавшей по морю эскадрой адмирала Каммимуры.

На рассвете, различив очертания четырех современнейших японских крейсеров, наши корабли вступили в бой. “Рюрик”, имеющий наиболее почтенный возраст, и в среде моряков носивший негласное название “Дедушка Рюрик”, уступал в боевой мощи как нашим, так и японским крейсерам, но включился в сражение на равных. Потеряв в ходе боя возможность устойчиво маневрировать, “Рюрик” стал отставать от нашего отряда. “Россия” и “Громобой” долгое время оттягивали на себя основные силы японской эскадры, чтобы “Рюрик” мог выйти из-под обстрела и оторваться от противника. Понимая, что потопить два современных российских крейсера не удастся, командующий японскими кораблями контр-адмирал Хиконодзе Камимура отдал приказ сосредоточиться на уничтожении “Рюрика”. Ему нужен был практический результат — хотя бы один потопленный корабль, если уж действия всего отряда русских пресечь не удается.

Оставшись один, “Рюрик” в пятичасовом сражении отражал атаки 6-ти современных японских крейсеров (для сравнения, “Варяг” и “Кореец” бой вели меньше часа) и наносил им существенные повреждения. Уже через час боя был разбит мостик, вышли из строя рулевая машина и часть главных механизмов корабля, из-за этого скорость и маневренность упали, но корабль и в этой ситуации представлял для японцев опасность, так как применял и таранные маневры и даже выпустил торпеду по флагману японцев крейсеру “Идзумо”.

После гибели штатного командира капитана 1 ранга Трусова и еще двух офицеров, сменивших командира, боем руководил младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Петрович Иванов-Тринадцатый. Имея два ранения, при уничтоженном командном пункте, он продолжал управлять кораблем с палубы, отдавая приказания на руль и в машину по переговорной трубе.

К концу боя противник подтянул резервы. Несмотря на численное преимущество врага (14 против 1), “Рюрик” не думал сдаваться и отстреливался до последнего. Тогда японцы усилили огонь, что привело к выходу из строя всех корабельных орудий. Корабельные артиллеристы “Рюрика” продолжали вести огонь до выхода из строя последнего орудия, несмотря на большие потери и пожары на верхней палубе. По описанию корабельного священника Алексея Оконешникова, принимавшего коллективные исповеди умирающих и подносящего снаряды к орудию, на борту нашего крейсера творился кромешный ад.

Экипаж потерял в бою 204 человека, еще 305 матросов были ранены. Исчерпав свой боевой ресурс, крейсер, поднял сигнал “Погибаю, но не сдаюсь!”, и не спустив Андреевского флага, с открытыми кингстонами медленно ушел на дно Корейского пролива.

С множеством боевых повреждений корабли японцев покинули место сражения. Очень тяжелой ценой досталась им победа в этом бою, при том, что свою главную задачу по уничтожению Владивостокского отряда крейсеров адмирал Камимура так и не выполнил, а Владивостокский отряд крейсеров вошел в историю Русско-японской войны как единственное непобежденное соединение среди морских и сухопутных сил Русской армии”.



Комментарии 0

Оставить комментарий