Арктика наша! — о российском освоении региона (КАРТА)



Сегодня в российской Арктике создается не только судоходная инфраструктура, но и создаются ледоколы, вертолетное обеспечение, система раннего оповещения о движении льдов на Северном морском пути.

Ранее директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа, Министерства энергетики РФ Александр Гладков сказал, что «Создание логистической и транспортной инфраструктуры в суровых условиях требует больших капиталовложений. Создается не только судоходная инфраструктура.

Подключаются и ледоколы, вертолетное обеспечение, создание системы раннего оповещения по движению льдов. Это одна из самых крупных и глобальных задач».

Нашей стране для развития судоходства в Арктике нужны конкретные проекты. На сегодняшний день одним из таких проектов является Северный морской путь (СМП). СМП — судоходный маршрут в российской Арктике. До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход. Эта транспортная магистраль проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Весь маршрут пролегает в арктических водах в исключительной экономической зоне России.



Сегодня «Росатом» выходит на первые позиции в вопросе развития СМП. Атомщики займутся навигационно-гидрографическим обеспечением. Иначе говоря, компания будет создавать рекомендации по маршрутам, системам позиционирования судов, а также управлению и строительству инфраструктуры на СМП.

В настоящее время на трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и др.

Главнейший порт СМП — Мурманск: фактически это ключевой элемент всей транспортной системы Арктического Севера России. Существует генеральный план развития Мурманского транспортного узла: по нему грузооборот порта к 2020 г. может достичь 100 млн. т.

Сам Мурманск является одним из крупнейших инфраструктурных проектона России. В настоящее время ведутся значительные строительные работы по завершению мурманского транзитного центра, включающего новые дороги, железные дороги, порты и другие объекты на западе от Кольского залива.

Мурманск уже является крупным центром погрузки угля, нефти, рыбы, металлов и других товаров из европейской части России. Эта инфраструктура будет служить главными западными воротами Северного морского пути в Азию.

Построены все объекты арктического морского порта «Сабетта» на полуострове Ямал. На этом полуострове залегают крупнейшие российские запасы природного газа: по оценке объёмов 55 триллионов кубических метров.

Для сравнения, запасы газа в Катаре оцениваются в 25 триллионов кубических метров. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по СМП. Напомним, в 2018 г. по СМП отправлено 18 млн. т грузов, в 2019 г. грузооборот может увеличиться до 30 млн. т.

Для выполнения указа президента РФ по развитию СМП в Минтранс России разработан проект мероприятий, увеличивающий к 2024 году грузопоток до 80 млн тонн в год. По плану обеспечивать такой грузовой поток через СМП должны шесть основных морских портов СМП: Диксон, Дудинка, Мурманск, Певек, Петропавловск-Камчатский и Сабетта.

Напомним, проводку судов по СМП осуществляют компании: «Росморпорт», «Мурманское морское пароходство», «Дальневосточное морское пароходство» и «Лукойл». В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов. Из них четыре атомных («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и четыре — дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын»). Кроме того, круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном — в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда осуществляют перевозку сжиженного природного газа, который производится на заводе «Ямал СПГ».

Резкое увеличение объёмов перевозок по СМП, наблюдающееся на протяжении последних лет, привело к тому, что СМП называют одним из самых развивающихся отечественных экономических проектов.

Так, в 2017 году объем грузоперевозок по СМП составил 10,7 млн. т (в 2016 году — 7,5 млн. т). В том числе морскими судами (без учета транзитных судов) было перевезено 9,8 млн. т, а речными — 0,8 т различных грузов. Транзитными судами перевезено 194 т грузов. По итогам 2017 года администрация СМП выдала 662 разрешения судам на плавание в акватории СМП, в том числе 107 разрешений было выдано судам, плавающим под иностранным флагом.

Эти достижения, похоже, далеко не предел. По мнению вице-президента Объединённой судостроительной корпорации Евгения Загороднего, к 2030 году грузопоток на северной транспортной артерии может вырасти до 70 млн. тонн.

Драйверами роста обещает стать возросший интерес зарубежных компаний к перевозке грузов по значительно более короткому, нежели через Суэцкий канал, маршруту. Предпосылки к этому уже есть. Китай объявил о своём желании проложить через арктическую зону «Полярный шёлковый путь».

В китайско-российской декларации СМП отмечается как стратегическая зона сотрудничества Китая и России и неотъемлемая часть инфраструктуры Шёлкового пути. Со своей стороны, Россия инвестирует значительные средства в развитие новых портов и заводов по производству сжиженного природного газа, расположенных вдоль СМП, с целью обеспечить увеличение интенсивности морского судоходства в её территориальных арктических водах.

Напомним, что СМП также используется для северного завоза — снабжения топливом и продовольствием российских регионов, которые не имеют круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с остальной территорией нашей страны.

Надо отметить, что главное направление развития СМП связано с обеспечением вывоза минерального сырья. По данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд т условного топлива или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов на России.

Арктическая зона России сегодня является стратегической ресурсной базой страны, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития.

Здесь добывается около 80% российского газа. Также в прилегающих районах добывается значительная часть российских алмазов, 100% сурьмы, апатита и редкоземельных металлов, свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди. Приарктический Север дает стране более трети рыбы и морепродуктов.

Комплексный проект развития Северного морского пути предусматривает выполнение до 2030 года мер по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП; по развитию морских портов; обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути; по разработке и строительству морской техники, систем и средств. До 2025 года планируется строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт и атомного ледокола мощностью 110 МВт.

Таким образом, роль судоходной инфраструктуры, вертолетного обеспечения и системы раннего оповещения о движении льдов на СМП является чрезвычайно важной не только геополитически и стратегически, но и экономически. Россия развивает передовые технологии и инфраструктуру в одних из самых экстремальных климатических условий в мире, чтобы восстановить и в дальнейшем развивать свою экономику.

Читайте также: ВСУ несут потери во Львове и Харькове (ФОТО)

Роман Изварин, специально для «Русской Весны»



Комментарии 0

Оставить комментарий