Бизнес по-украински: Порошенко навязал ВМСУ обузу в виде бронекатеров «Гюрза» и «Кентавр»



— Для ВМС Украины заложены еще два катера.
— В керченском ломбарде?..

Так, не без иронии, отреагировал в Рунете на новую информацию о достижениях украинской программы военного кораблестроения.  В чем же заключались эти достижения?

В том, что 8 февраля на Киевском судостроительном заводе «Кузня на Рибальському» состоялась торжественная закладка для Военно-морских сил Украины малого бронированного артиллерийского и десантно-штурмового катеров.

За церемонией следил корреспондент Федерального агентства новостей.



Ура и да здравствует

Зрелищем данного события телезрители могли насладиться в видеосюжете принадлежащего президенту Украины Петру Порошенко «5 канала». Для тех, кто не видел, кратко опишем показанное украинским телевидением.

Итак, цех, не сказать чтоб поражающий новизной оборудования и количеством персонала. На бэкграунде — покрытый то ли суриком, то ли ржавчиной корпус траулера проекта 502ЭМ «Эгет». 

Этот недостроенный корпус лет десять торчал на задворках «Ленинской кузницы» — так до кампании декоммунизации именовалась «Кузня на Рибальському». После потери Киевом Крыма в ВМСУ возникла идея «перепила» траулера в специализированный корабль-разведчик. Работы в этом направлении, по словам представителей ВМСУ и украинского ВПК, «активно ведутся» уже далеко не первый год. Однако, судя по показанному «5 каналом» видео, дальше перемещения корпуса траулера из зарослей лопухов в крытый цех постройка украинского военно-морского «Штирлица» пока не продвинулась… 

Рядом с траулером-недоразведчиком на кильблоках высится корпус малого бронированного артиллерийского катера (МБАК) проекта 58155, шифр «Гюрза-М». Это седьмой катер указанного проекта, строящийся на «Кузне на Рибальському» для ВМСУ. Заметим — на заводе, с ноября 2018 года вроде как переставшего быть собственностью пана Порошенко, но который странным образом продолжает приносить прибыль тому же Порошенко… Который, будучи президентом Украины и главнокомандующим ВСУ, до сих пор активно курирует распределение гособоронзаказа, госфинансирование «Кузни» и, в конечном итоге, наполнение президентского кармана.

Но вернемся к торжественной церемонии, облагороженной присутствием, помимо военного оркестра, еще и замминистра обороны Украины генерал-лейтенанта Игоря Павловского, командующего ВМСУ адмирала Игоря Воронченко и главного конструктора «Кузни на Рибальському» Сергея Белозубенко.

Собственно, та часть церемонии, что была показана по телевизору, протекала исключительно в формате бравурных реляций Павловского и Воронченко. Мол, мы-то — ух! Несмотря ни на что и вопреки всему! Все как один! Во славу пана президента, Рады и немножечко страны! До конца! Потому что вот!.. 

Ура и да здравствует.

Разговоры в пользу богатых

Пожалуй, единственной толковой информацией, которую сторонний наблюдатель мог выцепить из сего пеана, была фраза Воронченко о том, что закладываемые катера являются, соответственно, восьмой «Гюрзой-М» проекта 58155 и третьим «Кентавром-ЛК» проекта 58503. Строители надеются спустить новые МБАК и десантно-штурмовой катер уже через четыре месяца. 

Срок ввода в строй ВМСУ новых вымпелов при этом озвучен не был.

Корреспондент «5 канала» не утерпел и к крупицам указанной выше толковой информации добавил преизрядное количество информации бестолковой. Телеюноша бледный со взором горящим бодро продекламировал, что, мол, инцидент 25 ноября 2018 года в Керченском проливе наглядно доказал необходимость постройки для ВМСУ катеров типа «Гюрза-М» и «Кентавр-ЛК». Именно по этой причине государство якобы и решило, что строить следует именно катера проектов 58155 и 58503. Потому что Киеву без их «швидкості» — никуда. 

После всех «це так» и «Слава Україні» телеоператор дал крупным планом зевающего рабочего в спецовке и вспышку электросварки в глубине цеха, на чем сюжет и закончился.

Картина из него вырисовывалась, безусловно, эпическая, но, прямо скажем, не совсем соответствующая словам украинского корреспондента. Фокус в том, что «Кентавры-ЛК», построенные в количестве аж двух штук, не только не участвовали в событиях 25 ноября минувшего года, но даже до сих пор еще не вошли в состав ВМСУ, поскольку застряли на испытаниях. «Гюрзы-М», впрочем, украинцы успели построить и ввести в строй ВМСУ — целых шесть штук. Из них в ноябрьском инциденте приняли участие два катера, наглядно доказавших, что более глупого плана, чем отправить пару МБАКов из Одессы вокруг Крыма на «прорыв» через Керченский пролив, в киевских штабах изобрести, наверное, не могли…

Таким образом, слова корреспондента «5 канала» о том, что «Гюрзы-М» и «Кентавры-ЛК» строятся, потому что необходимость сего «доказана» событиями 25 ноября 2018 года, — это все разговоры… Даже не скажешь, что в пользу бедных, потому что — в пользу богатых. 

Точнее, в пользу пана Порошенко.

Не было ни шанса…

Задачка, в общем-то, детская.

ВМСУ после воссоединения Крыма с Россией деградировали преизрядно и рады, были, конечно, любому пополнению своего корабельного состава. Но даже с учетом этого фактора, а также весьма ограниченных возможностей украинского ВПК, стремление Киева «насытить» свои военно-морские силы МБАК-ами и десантно-штурмовыми катерами выглядит весьма неоднозначно. 

Не будем подробно останавливаться на истории появления украинских малых бронированных артиллерийских и десантно-штурмовых катеров, благо эти темы мы уже освещали ранее. Просто напомним, что ТТХ катеров типа «Гюрза-М» и «Кентавр-ЛК» позволяет использовать эти вымпелы в акватории Черного моря с очень большими ограничениями. Куда больше данные катера подходят для действий на Азовском море, но и там они на сложившийся в регионе баланс сил никак не повлияют. 

Хоть как-то изменить этот status quo может давно анонсированное Киевом появление у ВСУ противокорабельных ракет «Нептун». Однако на этом направлении украинский ВПК пока каких-то выдающихся достижений не продемонстрировал.

Раз нет ракет, нет заложенных под них ракетных катеров, не имеется возможности строить боевые корабли класса корвет, то зачем тратить средства на постройку недостаточно мореходных малотоннажных катеров, по большому счету годных лишь для прибрежных операций? Не лучше ли было обратить эти средства на постройку или покупку пусть менее бронированных, но зато более мореходных катеров для нужд Морской охраны Государственной пограничной службы Украины? 

Вполне возможно, что, с точки зрения соблюдения государственных интересов, для Украины последний вариант оказался бы более выгодным. Но не для пана Порошенко и его «Кузни», уже располагавших проектами «Гюрзы-М» и «Кентавра-ЛК». Теоретически ВМСУ могли попробовать от этой обузы отмахаться… Практически же при выпускнике Ташкентского высшего танкового командного училища Воронченко, оказавшегося на посту командующего ВМСУ лишь благодаря благосклонности Порошенко, у них на это нет ни шанса. 

Море — штука жестокая

В сложившейся ситуации украинским морякам пришлось получать не то, что им было действительно необходимо, а то, что Украина им могла (а главное — по кивку Порошенко была согласна) построить. В связи с чем ВМСУ осталось лишь делать хорошую мину при плохой игре и с показным восторгом декламировать, что, мол, мы-то — ух!..

Получился бизнес по-украински, при котором одни в Киеве получают финансовый и политический профит, а другие вынужденно «паркуют» свои бронепосудины в Керчи, чтобы отправиться на отсидку в московское СИЗО. И это еще в лучшем случае, потому что море — штука жестокая. Всякий раз покидая Одессу на «Гюрзе» или «Кентавре», украинские моряки должны помнить, что у них имеется ненулевой шанс до керченского причала банально не доплыть…



Комментарии 0

Оставить комментарий