Донбасс — русская земля: как Россия помогает Донецку (ФОТО)



Директор Донецкого республиканского художественного музея Надежда Анищенко рассказала «Русской Весне» о культурных связях возглавляемого ею учреждения с аналогичными музейными заведениями Российской Федерации.

Не скрою, что когда я, сидя в Москве, ознакомился с той информацией, которой со мной поделилась Надежда, то был попросту шокирован в хорошем смысле этого слова тем объемом связей, которые за годы войны в Донбассе нарастил ее художественный музей: и тут не только Москва и Питер, но и российская провинция — Астрахань, Самара, Брянск и другие.

В Донецк из России приезжают интересные выставки, российские лекторы выступают с докладами, а музейные работники из столицы Донбасса проходят на России курсы повышения квалификации, и российские музеи передают ценные дары в фонды художественного музея. Потрясающе! Потрясающе еще и потому, что мы ничего об этом не знали и не знаем до сих пор.

Нам отсюда, из Москвы, кажется, что Донецк — это только война, окопы, обстрелы, но, оказывается, это не так — там кипит бурная культурная жизнь.



Когда я работал над интервью с госпожой Анищенко, фронтовой Донецк напомнил мне блокадный Ленинград. Раз работают культурные учреждения, значит, город живет.

И еще меня, как русского патриота, радует то, что все это время, начиная с 2014 года, российская культура постоянно шефствовала над русским Донецком, не оставляя его ни на минуту. И это наглядно свидетельствует о том, что Донецк, Донбасс — это русская земля.

— Надежда, ваш музей устанавливает ли связи с российскими культурными учреждениями? Если да, то с какими?

— Наш музей активно и плодотворно сотрудничает со многими культурными учреждениями России. Огромную методическую помощь нам оказывают музейные специалисты из Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Это помощь в атрибуции произведений живописи и графики, вопросах хранения и реставрации произведений фондовой коллекции, музейно-образовательной деятельности музея, а также инклюзивных музейных практик. Благодаря сотрудничеству и взаимодействию с российскими музеями наполнилась новыми смыслами и интереснейшим содержанием выставочная работа нашего музея.

Самую первую выставку в военный Донецк в 2015 году привёз Государственный военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле» (с. Бородино, Московская область) во главе с его директором Валерием Климовым. Выставка «Бородинское поле» проходила под девизом «Мир во время войны» и была посвящена победе над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

На выставке были представлены образцы обмундирования русской армии и армии Наполеона, картины с изображением героев Отечественной войны. В подарок музею остались 11 произведений московских живописцев, графиков, скульпторов.

Сотрудничество с Государственным мемориальным музеем Александра Суворова (Санкт-Петербург) началось в феврале 2016 года выставкой «А. Суворов. Путь к бессмертию», которая была подготовлена сотрудниками Государственного мемориального музея Александра Суворова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Экспозиция, охватывающая несколько залов, рассказывала об основных вехах жизни и деятельности непобедимого генералиссимуса, его семье, войнах, которые вела Россия в середине — конце XVIII в., а также истории самого музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге.

Ещё одна замечательная выставка из Санкт-Петербурга «Достославный год России. Война 1812 года в рисунках Н.В. Зарецкого» открылась в музее в 2019 году. Все желающие смогли ознакомиться с интересными цветными графическими работами и манекенами офицеров, солдат и ратников ополчения той эпохи.

Куратор выставок, главный научный сотрудник государственного мемориального музея А.В. Суворова Артемий Тучапский принял активное участие в проведении выездных лекций и занятий в учреждениях образования Донецкой Народной Республики и мастер-классов в стенах музея.

На основании подписанного Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с музеем Победы (Центральный музей Великой Отечественной войны) (Москва) нашему музею были переданы сразу несколько электронных выставок «Дети и война», «Боевой карандаш», «В осажденном городе», «Двести дней. Сталинградский эпос», «Курская битва в изобразительном искусстве», «От Кремля до Рейхстага», «Фронтовые этюды и рисунки», «Москва-военная», «Фронтовой рисунок. Коллекция графики ЦМ ВОВ».

— А можно поподробней рассказать о художественных выставках, связанных с Великой Отечественной?

— Да. Например, это открывшаяся в 2016 году выставка «Антифашистская графика», которая ознаменовала собой старт долгосрочного культурного сотрудничества между московским музеем Победы и музеями Донецка, осуществляемого по инициативе и при поддержке Министерств культуры Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.

Карикатура и плакат всегда были мощным средством пропаганды, а в годы Отечественной войны приобрели особое гражданское звучание, став политическим оружием против фашизма.

В экспозицию, представленной вниманию дончан, вошло около 150 произведений из музейной коллекции — произведения известных художников-графиков из Москвы Б. Ефимова, Б. Клинча, Н. Жукова, Б. Пророкова, А. Житомирского и ленинградского художника И. Харкевича. Особую ценность работам придает то, что их авторы — фронтовики. Они прошли со своей армией по дорогам войны, деля с солдатами горести и радости фронтовой жизни.

В 2017 году в нашем музее открылась выставка «Дети и война».

Вниманию посетителей представлены 20 планшетов с рассказами о детях-воинах, пионерах-героях, узниках концлагерей, детях — жертвах оккупации, детях-партизанах, которые основаны на документальных источниках из музеев и частных коллекций России, Белоруссии, Германии, Чехии, Китая.

Выставка «Дети и война» — это выставка-факт, выставка-свидетельство, повествующая о судьбах детей в годы Второй мировой войны.

Судьба детей в годы Второй мировой войны — один из главных уроков человеческой цивилизации. Помнить и содействовать тому, чтобы трагедия не повторилась никогда, в этом была основная идея выставки.

С успехом прошла в музее и выставка «Курская дуга» — документальный рассказ о великой битве Великой Отечественной войны. Написан он в материалах, размещенных на двух десятках мобильных стендах.

Это фотографии военной поры, наградные листы, пожелтевшие от времени военные приказы. Здесь снимок маршала Жукова на Центральном фронте, «Боевой листок», еженедельная красноармейская газета, листовки и карты боевой операции. Свой вклад в победу на Курской дуге внес и Донбасс.

Начавшееся на территории нашего края наступление войск Южного фронта позволило оттянуть на себя несколько фашистских дивизий. В открытии выставок активное участие принимал заведующий отделом военно-исторических экспозиций музея Победы (Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.) Владимир Киселев.

Три замечательные выставки (а это более 300 экспонатов!) передал нашему музею Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина  (Москва).

В 2017 году в музее открылось две выставки из музея имени Бахрушина: «Великие певцы России. Федор Шаляпин, Сергей Лемешев, Иван Козловский» и «Встреча Пиноккио и Буратино».

Экспозиция выставки «Великие певцы России. Федор Шаляпин, Сергей Лемешев, Иван Козловский» состояла из двух тематических блоков. Первый включал в себя фотографии исполнителей в сценических образах и фрагментов спектаклей с их участием. Во втором блоке демонстрировались факсимильные копии эскизов декораций к спектаклям, выполненные мастерами сценографии, и эскизов костюмов к спектаклям, в которых участвовали Шаляпин, Лемешев и Козловский.

— А какие-то выставки, которые были бы интересны детям, были?

— Сказочной атмосферой и уникальной графической трактовкой сюжета увлекла наших посетителей выставка «Встреча Пиноккио и Буратино». Поводом для создания выставки стало новое издание сказки «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» итальянского писателя Карло Коллоди, осуществленное издательством «Ганджеми» на итальянском, английском и русском языках. Главной целью авторы проекта считали распространение оригинала сказки среди англо- и русскоязычной аудитории.

Художественное решение выставки, созданное архитектором Джироламо Баруджи, превратило выставку в уникальное и захватывающее событие: 36 картин были помещены в деревянные коробки и последовательно раскрывали содержание каждой из глав книги Коллоди, вовлекая зрителя в круговорот событий. Рисованные истории-комиксы были выполнены в технике печати по дереву.

Выставка «Встреча Пиноккио и Буратино» — сравнение итальянской сказки Карло Коллоди и знакомой с детства советской вариации Алексея Толстого.

— Я знаю, что в Донецке проводились и выставки, посвященные российскому театру.

— Верно. В 2018 году в нашем музее состоялось торжественное открытие выставки Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина «В ее танце отразилась эпоха. Ольга Лепешинская», посвящённой жизни и творчеству знаменитой приме-балерине Большого театра, звезде советского балета, народной артистке СССР.

На выставке было представлено около 100 работ: планшеты с фотографиями, документами, афишами, в которых отразились вехи жизни и творчества легендарной балерины. Дополнением к выставке стал живописный портрет Ольги Лепешинской из собрания Донецкого художественного музея (выполнен в 1938 году народным художником СССР Николаем Ромадиным), а также подлинные атрибуты балетных постановок, предоставленные Донецким государственным академическим театром оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко.

— Также, насколько я знаю, была и выставка, посвященная одному из самых любимых русским народом, в том числе и дончанами, поэтов — Сергею Есенину.

— Она очень понравилась жителям нашего города. Экспозиция выставки «На земле, мне близкой и любимой…» Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново, Рязанской области) рассказывала о жизни и творчестве великого русского поэта и была сформирована таким образом, чтобы представить посетителям любовь Сергея Есенина к Родине, а также показать близость его творчества каждому любителю поэзии независимо от времени жизни и национальной принадлежности.

На выставке можно было увидеть 40 графических работ рязанских художников и редких фотографий поэта, более 30 книг и рукописей произведений Сергея Есенина. В частности, в экспозицию вошли графические работы В.А. Шестакова и С.А. Епифанова по произведениям Есенина; портреты поэта авторства С.Ф. Якушевского, Л.И. Шарлемань, Е.П. Лаврентьева; фотографии Сергея Есенина разных лет; прижизненные издания произведений поэта и авторские рукописи. В открытии выставки принял участие директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борис Иогансон.

Была у нас, кстати, помимо есенинской, и выставка, предоставленная Литературно-мемориальным музеем А.К. Толстого (Брянская область). Она была приурочена к 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого.

Материалы выставки рассказывали о жизни и творчестве Алексея Толстого — прозаика, поэта, сатирика, драматурга, одного из авторов образа Козьмы Пруткова. Среди представленных на выставке экспонатов — картины, репродукции, фотографии, иллюстрации к произведениям.

Важное место в экспозиции занимали материалы, проливающие свет на личную жизнь писателя: знакомство его с будущей женой Софьей Миллер, Крымская война, жизнь в Красном Роге. На открытии выставки присутствовал заместитель директора Брянского государственного краеведческого музея Виктор Наговицын. 

— Я вижу, что вы активно сотрудничаете не только с Москвой, но и с российской провинцией. Например, не только с Брянском и Рязанью, но и с Астраханью.

— С Астраханским объединённым государственным историко-архитектурным музеем — заповедником наш музей связывают не только добрые и взаимовыгодные отношения, но и интересные проекты.

Так, например, цикл мастер-классов «Золото сарматов», основанный на ознакомлении с репликами предметов эксклюзивной выставки музея-заповедника для донецких школьников провела заведующая Краеведческим музеем Астраханского объединённого государственного историко-архитектурного заповедника Елизавета Казакова.

Укреплению двусторонних контактов между музеями способствовали рабочие визиты Алексея Булычева, директора Астраханского объединённого государственного историко-архитектурного музея-заповедника, в Донецк и мой ответный визит в Астрахань для знакомства с работой музея-заповедника (а это четырнадцать филиалов, пять из которых находятся в Астрахани) как пространства культурного эксперимента и генератора инновации.

Обсуждению смысловых и профессиональных контекстов работы художественного музея, специфике построения коммуникационной стратегии музея были посвящены встречи с Аллой Шахматовой, директором Самарского областного художественного музея, которые прошли на донецкой и самарской земле. В качестве почётного гостя я приняла участие в открытии выставки Арона Фроимовича Буха — известного российского художника-импрессиониста.

— Помогают ли россияне пополнять ваш библиотечный фонд? И если да, то кто конкретно?

— Благодаря помощи многих российских музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина, Государственного мемориального музея Александра Суворова, Государственного военно-исторического музея-заповедника «Бородинское поле», музея Победы — существенно пополнилась библиотека музея.

— А лекции из России приезжают к вам читать?

— Знаете, в музее с успехом прошел цикл лекций Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов Российской Федерации» (г. Москва):

♦ «Скульптор Анна Голубкина», «Скульптор Сергей Коненков», «Памятники в реальном и историческом пространстве. Установка, снос, перемещение», «Образ России в русской скульптуре Нового времени», «Материал как средство образного решения в русской скульптуре Серебряного века».

Лектор Ольга Калугина — доктор искусствоведения, профессор, член правления общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов Российской Федерации», главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета.

♦ «Влияние Востока на европейский костюм», «Все о современном искусстве», «Мастера и стили русского искусства конца ХIХ века — начала ХХ века» Лектор Галина Сидоренко — искусствовед, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов».

♦ «Русское искусство конца XIX — начала XX века. Мастера и стили». Лектор Елена Грибоносова-Гребнева — искусствовед, генеральный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов».

Достигнута договоренность с Алёной Даценко, директором Приморской государственной картинной галереи по обмену научной информацией и публикации статей научных сотрудников нашего музея в издании Приморской картинной галереи.

В рамках сотрудничества с Кемеровским областным музеем изобразительных искусств были переданы цифровые изображения картин на тему шахтерского труда из собрания Донецкого республиканского художественного музея. 

Совсем недавно обозначены перспективы совместной работы с Калининградским областным историко-художественным музеем и его  заведующим Александром Царенко. В новом 2020 году подписано соглашение с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), которое открывает новые горизонты и возможности для нашего музея.

— Связей с Россией стало больше, чем их было до 2014 года, или меньше?

— Несомненно, связей с российскими культурными институциями стало больше.

Почти все перечисленные выше музеи — это наши новые друзья и партнеры, с которыми мы начали активно работать именно после 2014 года. И это разные формы сотрудничества: конференции, семинары, обмен выставками, консультации по атрибуции работ фондовой коллекции музея, участие в музейных программах повышения квалификации.

Я очень горжусь, что сотрудники нашего музея смогли принять участие в разного рода программах таких российских культурных учреждений, как  петербургский Государственный Русский музей, Российский этнографический музей,  Государственный музей истории.

Сегодня мы полноправные и активные участники музейного диалога, а это очень важно и ценно для нас!

— Проводите ли вы на России выставки артефактов из вашего музея?

— На сегодняшний день порядок перемещения культурных ценностей законодательно не определен, поэтому выездные выставки работ из фондовой коллекции нашего музея невозможны. Но обмен выставками, тем не менее, происходит. Это выставки наших замечательных донецких художников.

Большой отклик вызвала выставка Равиля Акмаева «Друг из Донецка. Равиль Акмаев» в Доме Дружбы народов Татарстана (Казань) и Воронежском областном художественном музее им. Крамского (Воронеж).

В Государственном мемориальном музее А.В. Суворова (Санкт-Петербург) с большим успехом прошла выставка Владимира Бауэра и Максима Фаюстова «Оплот Донбасса» — интересная и необычная коллаборация донецкого и московского художников, объединённых общей темой войны в Донбассе. На выставке были представлены произведения, написанные в период с 2014 по 2017 гг. и посвященные теме военного противостояния в Донбассе.

Интересной и запоминающейся была и выставка юных художников Донецкой Народной Республики «Мама» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

А в планах — новые выставочные и образовательно-просветительские проекты с российскими музеями, новые знакомства и встречи. Мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее, ощущая поддержку своих российских коллег.

Читайте также: «Анти-Грета»: красавица-немка выступает с осуждением «климатического» паникёрства (ФОТО, ВИДЕО)

Эдуард Шаповалов



Комментарии 0

Оставить комментарий