«Это ощутят все!»: В ДНР анонсировали скорое внедрение плановой экономики и волшебного социализма



После недолгого перерыва в ДНР возобновляется строительство социализма. Соответствующий вывод можно сделать, проанализировав заявление руководителя ЦИ ОД «Донецкая Республика» Алексея Муратова.

Господин Муратов рассказал о переходе к плановой экономике в ДНР с 2022 года и последующему повышению уровня жизни населения, которое «ощутят все».

К нам поступает большое количество обращений по вопросам «Программы экономического развития Донбасса 2022 — 2024», которая начнет реализовываться со следующего года. Чтобы ответить на все из них, мы запускаем большую серию круглых столов и конференций с привлечением уполномоченных лиц и профильных специалистов, которые будут доступным языком рассказывать гражданам что же ожидает Республику с 2022 года до 2024.

Но самое важное, мы переходим к плановой экономике для развития государства! Со следующего года мы все это ощутим!



— рассказал он.

Алексей Муратов не уточнил, каким образом в столь короткий срок будет улучшена экономическая ситуация в Донбассе.

Следует отметить, что плановая экономика в ДНР невозможна в принципе. Поскольку для её реализации нужны очень специфические условия, — в первую очередь, тотальная изоляция экономики. Но если границы для импортных товаров открыты, то в этом случае экономика может быть только рыночной, поскольку цены таких товаров регулировать не получится.

Не говоря уже о том, что в условиях плановой экономики невозможен бизнес и частное предпринимательство — никто не сможет вести коммерческую деятельность по утвержденному кем-то плану.

При этом, не стоит путать плановую экономику (рассказывая о том, что на Западе тоже есть элементы планирования) с администрируемой рыночной экономикой. В любом цивилизованном государстве правительства осуществляют планирование, но от этого рыночная экономика не становится плановой.

Также нужно особо подчеркнуть, что еще никогда в истории человечества командно-административная экономика не превосходила по эффективности свободную рыночную экономику.

Причины превосходства демократии и рыночной экономики перечислены в книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные» американских экономистов Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона.

Авторы противопоставляют два типа политических и экономических институтов: экстрактивные — направленные на исключение большей части общества из процесса принятия политических решений и распределения доходов, и инклюзивные — направленные на включение максимально широких слоёв общества в экономическую и политическую жизнь. За исключением широких слоёв общества из процесса принятия политических решений, по мнению авторов, неизбежно следует и наступление на экономические права всех, кто не принадлежит к элите. А отсутствие у широких слоёв общества надёжных гарантий прав собственности и возможности получать доход от своих предприятий ведёт к остановке экономического роста. Поэтому в отсутствие плюралистических политических институтов достижение устойчивого развития, по мнению авторов, невозможно.

Также авторы указывают на важность политической централизации в государстве и обществе.

Инклюзивные экономические институты («включающие», «объединяющие») защищают имущественные права широких слоёв общества (а не только элиты), они не допускают необоснованного отчуждения собственности, и позволяют всем гражданам участвовать в экономических отношениях с целью получения прибыли. В условиях действия таких институтов работники заинтересованы в повышении производительности труда. Первыми примерами таких институтов служат, например, коменда в Венецианской Республике и патенты на изобретения. Долговременное существование таких экономических институтов, по мнению авторов, невозможно без инклюзивных политических институтов, которые позволяют широким слоям общества участвовать в управлении страной и принимать решения, выгодные большинству. Именно такие институты являются основой всех либеральных демократий современности. В отсутствие таких институтов, когда политическая власть узурпирована небольшой прослойкой общества, она рано или поздно использует эту власть для получения власти экономической, то есть для наступления на имущественные права остальных, а значит, для разрушения инклюзивных экономических институтов.

Экстрактивные экономические институты («извлекающие», «выжимающие») исключают широкие слои населения из распределения доходов от собственной деятельности. Они препятствуют извлечению выгоды из участия в экономических отношениях всеми, кроме представителей элиты, которым, напротив, позволено даже отчуждать имущество тех, кто к элите не принадлежит. Примерами могут служить рабство, крепостное право, энкомьенда. В условиях действия таких институтов работники не имеют стимулов к повышению производительности труда, поскольку весь или почти весь дополнительный доход будет изъят элитой. Подобным экономическим институтам сопутствуют экстрактивные политические институты, исключающие широкие слои населения из управления страной и концентрирующие всю политическую власть в руках узкой прослойки общества (например, дворянства). Примерами могут служить неограниченные монархии и различные виды диктаторских и тоталитарных режимов, а также авторитарные режимы с внешними элементами демократии (конституцией и выборами), столь распространённые в современном мире, где власть поддерживается при помощи силовых структур: армии, полиции, зависимых судов. Сам факт наличия выборов в стране ещё не означает, что её институты нельзя отнести к экстрактивным: конкуренция может быть нечестной, возможности кандидатов и их доступ к СМИ — неравными, а голосование проводиться с многочисленными нарушениями, и в этом случае выборы — это лишь спектакль, финал которого заранее известен

— считают авторы книги.

Резюмируя вышесказанное и проецируя данную работу на Донбасс, можно прийти к выводу, что радикально улучшить благосостояние дончан не получится росчерком пера в высоком кабинете. В самом лучшем случае получится некий непривлекательный аналог Белоруссии с упершейся в потолок средней зарплатой в 30 тысяч рублей, лозунгами и полным отсутствием перспектив.

Только обеспечив равные условия ведения бизнеса для всех, а также абсолютную и безусловную неприкосновенность частной собственности, можно обеспечить устойчивое развитие экономики. А для этого, в свою очередь, необходимы демократические процессы, которые позволят осуществлять общественный контроль, а не верить чиновникам на слово. Ну и, конечно же, необходим прочный политический фундамент, который даст уверенность в том, что Донбасс — это не Украина, и уже никогда ей не будет.



Комментарии 0

Оставить комментарий