Филарет идёт войной на Стамбул. Как раскольник попытается взять власть в ПЦУ



Попытка главы УПЦ КП Филарета заручиться поддержкой архиереев ПЦУ, чтобы созвать Поместный собор, пока не оказалась успешной.

На торжественный молебен 14 мая во Владимирском соборе в честь дня памяти мученика Макария, который мог дать старт возрождения могущества Киевского патриархата, к Филарету явилось только четверо представителей ПЦУ, из которых только двое, говоря юридическими терминами, имеют право голоса.

И этого количества явно не достаточно для того, чтобы начать процесс внесения изменений в Устав ПЦУ, которые предлагает Филарет.

Но глава УПЦ КП не собирается отступать от своих планов, и продолжает формировать фронду своих сторонников внутри ПЦУ. Детали анализирует украинское издание «Страна».



Боливар не вынесет двоих

Молитвенное празднование в честь священномученика Макария — один из важнейших праздников для Киевского патриархата и его главного храма — Владимирского собора, где хранятся мощи мученика. Из года в год в этот день торжественные слубы правит лично патриарх УПЦ КП Филарет. В нынешнем году за его подписью на бланках Киевского патриархата были разосланы приглашения во Владимирский собор 60 епископам УПЦ провести совместное богослужение. Откликнулись всего четыре. Двое из них — это важные церковники в ПЦУ.

Во-первых, это архиепископ Симферопольский и Крымский Климент (Кущ), который теперь заведует приходами в Херсоне. Еще один — это митрополит Иоасаф (Шибаев), чей приход имеет центр в российском Белгороде. Также присутствовал викарий Иоасафа — Петр и еще один епископ Адриан (Старина), который управляет небольшим приходом в подмосковном Ногинске.

Это мероприятие изначально должно было стать своеобразным «смотром сил», где сам Филарет мог убедиться, кто его сторонники.

Тех, кто собирался явиться по этому приглашению в ПЦУ открыто назвали «сепаратистами».

«Все архиереи понимают, что Филарет хочет восстановить ликвидированную УПЦ (КП). Также понимают, что восстановление УПЦ (КП) это раскол ПЦУ. Поэтому приедут на приглашение почетного патриарха только сознательные „сепаратисты“. Надеюсь, таких будет мало», — написал на своей странице в Facebook епископ ПЦУ Адриан Кулик-Богдан 8 мая (позже, однако, он это сообщение удалил).

Впрочем, предание огласке этой позиции сослужило плохую службу самой ПЦУ. В рядах ПЦУ есть значительная часть иерархов, которые в целом положительно воспринимают идеи Филарета, однако пока опасаются заявлять об этом в открытую.

«Столь низкая публичная поддержка Филарета епископами ПЦУ не является автоматически поддержкой Епифания.

Иерархи ПЦУ ориентированы больше не на Епифания, а на Константинополь, они хотят иметь право дальше ездить в Грецию, на Афон, иметь признание хотя бы Варфоломея. Точно так же и Филарет поддерживают не только его окружение. Есть много архиерев, которые выступают за расширение прав ПЦУ, не хотят быть вассально зависимыми от Константинополя», — считает политолог Руслан Бортник.

Есть немало епископов ПЦУ, которые хотят создания действительно независимой поместной церкви, права которой будут шире, нежели у созданной в Украине митрополии Константинопольского патриархата, главным апологетом чего выступает Филарет.

«Идет борьба внутри самого православия. Борьба за то, быть или нет независимому государству и независимой украинской церкви. И тут в этой борьбе одни отстаивают независимость церкви, а другие предают. И не только церковь, но и государство… Чиновники помогают, чтобы не было в Украине независимой церкви. Чтобы была зависимой или от одного центра, или от другого… Мы должны идти прямой дорогой, не отходить на кривые дороги, жить по правде, а не так, как выгодно. Будем и дальше бороться за единую поместную украинскую независимую Церковь, как от Москвы, так и от Константинополя», — заявил сам Филарет после окончания богослужения.

Предлагаемые Филаретом изменения к уставу ПЦУ касаются как раз автономии новосозданной церкви. По идее Филарета, это должна быть церковь, не зависимая от Константинополя. Но такие положения вступают в прямое противоречие с текстом Томоса, а, значит, ставят под удар его действие. Константинопольский патриархат уже не раз демонстрировал, что так же легко, как и выдает Томосы, так же легко их и отбирает. Один из последних примеров — осенью прошлого года Синод Вселенского патриархата ликвидировал Архиепископство русских православных церквей в Европе, отменив Патриарший Томос 1999 года.

На Украине же события развиваются по болгарскому сценарию — в 1945 году Болгарская православная церковь получила томос и статус митрополии, а через несколько лет объявила себя патриархией, после чего Константинополь отозвал томос.

Поэтому сторонники ПЦУ считают, что действия Филарета могут спровоцировать осложнение взаимоотношений их новосозданной церкви с Константинополем.

Второе отлучение для Филарета

Но вернемся к диспозициям сил в КП и ПЦУ. Так, по информации «Страны», поддержать предложения Филарета верные ему архиереи ПЦУ могут уже до конца мая.

Следующая важная дата — 25 мая, день памяти святителя Епифания, в честь которого был пострижен в монашество глава ПЦУ Епифаний. В этот день в Киеве будет присутствовать большое количество епископов ПЦУ, которые могут инициировать проведение Собора и там объявить о своих притязаниях на изменения Устава в сторону расширения полномочий церкви.

В переписывании Устава ПЦУ Филарет может найти союзника в лице митрополита Луцкого Михаила (Зинкевича), который снял свою кандидатуру во время выборов предстоятеля ПЦУ в декабре прошлого года по просьбе президента Петра Порошенко и самого Филарета. Хоть Михаил и не сослужил с Филаретом во Владимирском соборе, он разделяет его позиции по изменению порядка назначения членов Синода ПЦУ, куда он сам не попал.

В Уставе прописано, что всего членов Синода трое. Филарет считает, что их должно быть 12, для остальных архиереев оставить возможность поочередно быть временными членами Синода. Сам Михаил считает, что он должен быть членом Синода, по принципу старшинства хиротоний, но когда проходил первый Синод и дележ должностей, его даже не пригласили туда, из-за чего он затаил обиду.

С другой стороны, там же активные сторонники Епифания могут подавить бунтовщиков Филарета.

«Патриарх Филарет сделал много для Украинской Церкви — это факт, — пишет в Facebook священник ПЦУ Юрий Мигаль. — Но если поддержать его мысли, которые он озвучил в последние дни, то это будет раскол! Объясните мне, почему тогда Собор выбирал Предстоятеля, если патриарх его не признает и не относится как к Предстоятелю?.

В рядах ПЦУ звучат идеи отобрать у Филарета киевские приходы, как это уже было на первом Синоде ПЦУ. Есть и более радикальные предложения, вплоть до запрета служения самому Филарету.

«При расколе и непризнании полномочий предстоятеля накладывается епитимия. Если нет покаяния, запрещается служение до низвержения из сана. Гордыне не может быть оправдания даже возрастом, — говорит один из клириков ПЦУ, бывший служитель в Украинской православной церкви, отмечая, однако, что это крайний вариант. — Мне так представляется, что Епифаний настроен разрешить эту ситуацию максимально мирным путем».

Интересно, что в качестве компромиссного шага накануне Епифаний вернул в свой кабинет портрет Филарета, который ранее находился у него в кабинете, а затем куда-то пропал.

В хвосте мирового православия

Впрочем, и без Филарета у ПЦУ с Константинополем разногласий хватает.

По информации источников «Страны» в церковных кругах, в Константинополе недовольны как минимум по двум направлениям.

Во-первых, Украина до сих пор не передала в управление Константинополя зарубежные приходы УПЦ КП (отметим, что епископы зарубежных приходов, и в том числе те трое, которые откликнулись на приглашение Филарета не согласны с этими договоренностями и не желают переходить в подчинение Константинопольского патриарха Варфоломея).

Во-вторых, Константинополь выступал против принятия в Украине законов, которые провоцируют религиозные распри. В том числе против закона, который обязует каноническую Украинскую православную церковь переименовываться в Русскую православную церковь в Украине (отметим, в самой УПЦ считают, что никаких оснований для переименования нет и это требование оспаривают в судах).

Другое дело, что в этой ситуации отголоски бунта Филарета могут окончательно похоронить планы ПЦУ получить признание в мировом православии.

«Потенциально Филарет может воссоздать Киевский патриархат, это будет серьезная проблема для ПЦУ, — считает политолог Руслан Бортник. — Даже если Варфоломей не будет отзывать Томос, все равно усложнится процесс признания ПЦУ в мировом православии. Сама ПЦУ будет дискредитировать Константинополь. Какая же это объединенная церковь, которая сама никого не может объединить».

В любом случае, противоречия внутри ПЦУ ставят под большой вопрос переход под ее знамена новых приходов от УПЦ. И ранееэтот процесс шел, в основном, только под давлением властей. А под конец предвыборной кампании, когда стало очевидным поражение Порошенко и вовсе остановился. В условиях же фактического раскола внутри новой церкви думать о ее дальнейшей экспансии (тем более, в условиях нейтралитета президента Зеленского) уже не приходится.

Читайте также: В России готовятся уничтожить украинскую военную технику в Крыму

Галина Студенникова



Комментарии 0

Оставить комментарий