Насколько нынешняя Турция повторит путь Османской империи



Журналист ВГТРК и депутат Московской городской думы Андрей Медведев прокомментировал ситуацию, которая сейчас сложилась в Турции.

«Нынешняя ситуация в Турции весьма напоминает ту, что складывалась в Османской империи в 70-е годы 19 века, накануне русско-турецкой войны. Война, исламизм, пантюркизм, идеологическая экспансия в Центральную Азию, недовольство султаном.

Александр Карлович Гирс писал об этом: „В числе благодеяний западной цивилизации, преподнесенных Турции, допущенной в европейский концерт, находилась печать. С ее ежедневными вызовами, с ее неоспоримым влиянием на общественное мнение, печать является могучим рычагом и обоюдоострым оружием.

Была ли она благодеянием для Турции? Не знаем. Как бы ни было, она не замедлила быстро развиться, облюбовать в коллекции современных утопий принцип национальностей и сделать его предметом особого изучения с точки зрения ислама.



Она указала на солидарность и узы, порождаемые в народах общностью крови и веры и обеспечивающие, при объединении всех сил, национальное величие и сохранность политического и церковного принципа.

Почему рядом со славизмом, германизмом и эллинизмом не занять место на солнышке и исламизму? По численности в империях он превосходит все остальные. Постепенно увлекаясь, редакторы турецких газет, по их собственному признанию, не знавшие до последнего времени общего числа мусульман на земном шаре, приняли и возвестили с гордостью цифру в 240 миллионов.

Что касается самой религии, то, опираясь на хвалы и симпатию некоторых выдающихся писателей Франции и Англии, они давали понять, что с очей их спадала завеса: читатели турецких газет нередко находили в них угрозы какой-то отместки, какой-то борьбы на жизнь и смерть, какого-то сокрушительного задора по адресу христианства со стороны ислама, объединенного и неумолимого.

Достоверно то, что турки продолжали содержать многочисленных эмиссаров в странах ислама.

Этим объясняется готовность, с которою мусульманские царьки Кокана, Кашгара, Бухары и Кабула посылали приветствия халифу, о существовании которого как будто не знали в течение целых веков. Отправляя к нему специальных послов, они ясно доказывали, что примыкали к святой лиге. Во всяком случае, для нас нет сомнения, что среди сынов пророка неожиданно пробудились патриотизм и приверженность к вере.

Такое расположение и такие чувства в мусульманах Турции, бредивших исламизмом, позволяли предвидеть, что правоверные отныне сбавят терпимости по отношению к христианскому населению или встанут к нему в недоброжелательные отношения.

Какая же степень ответственности в смуте и печальном положении империи выпадала на долю ее повелителя?

В последние годы своего царствования султан Абдул-Азис не был популярен в своем народе, и до некоторой степени — заслуженно. Но как правоверные, так и гяуры (христиане) единодушно упрекали его в расхищении казны и в накоплении в подвалах громадных, по народному представлению, запасов денежных ценностей и драгоценных металлов.

Его упрекали, наконец, рядом с ненасытной алчностью в безумных расходах, которые он считал возможным производить на украшение многочисленных дворцов, на зверинец, которым он лично занимался, на всякого рода вооружения, на броненосные корабли, построенные в Лондоне, на пушки, заказанные в Германии, и на ружья всяких образцов, сотнями тысяч закупаемые в Америке и Бельгии.

Вооружения эти, признаваемые тогда излишними, стоили громадных денег, благодаря установленным поставщиками ценам, и нанесли окончательный удар турецким финансам“.

Тут, конечно, возникает вопрос, насколько нынешняя Турция повторит путь Османской империи».

Читайте также: «Историческая бомба» для Украины — фантом шестой (ФОТО, ВИДЕО)



Комментарии 0

Оставить комментарий