«От микроскопа до сохи» — деиндустрилизации Украины как обязательное условие на пути в Европу



За 30 лет независимости Украина превратилась в одно из беднейших государств континента, деградировав от поставщика высокотехнологичной продукции до сельхозэкспортера.

По оценке заведующего сектором двусторонних отношений России и стран-соседей Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, доцента Финансового университета при правительстве РФ Артема Пылина, за годы, прошедшие с распада СССР, Украина утратила более трети своего совокупного производства.

«Стартовые условия развития Украины после обретения независимости в 91-м году были одними из самых лучших на постсоветском пространстве. Это удобное транспортно-географическое положение, благоприятный климат, разнообразные минеральные ресурсы, развитая инфраструктура, мощный промышленный и научно-производственный потенциал. Все эти условия создали хорошую основу для, казалось бы, быстрого превращения Украины в одно из ведущих государств центрально-восточной Европы, вроде соседних Венгрии, Польши или Словакии. Но, к сожалению, этого не случилось. И, по сути, 30 лет суверенного существования с точки зрения прогресса страны оказались потерянными. И главным итогом прошедших лет стала деиндустриализация и утрата значительной части социального капитала», – констатировал эксперт.

Пылин убеждён, что, помимо безалаберности и откровенно грабительского отношения к собственной стране украинских властей, важнейшую роль на пути превращения Украины в средневековую аграрную колонию сыграло подписание соглашения о пресловутой Евроассоциации. В этом можно легко убедиться, подняв данные официальной украинской статистики, касающиеся промышленного производства в стране:



В 2014 году остановил производство Львовский автобусный завод: последний крупный заказ на предприятии разместил Донецкий городской совет в июне 2013 года.

 

В декабре 2016 из-за многомиллионных долгов по зарплате были арестованы счета одного из крупнейших машиностроительных комплексов Украины — завода «Азовмаш». Потеря рынка стран СНГ привела к сокращению выпуска холдингом «Азовмаш» грузовых вагонов в 13 раз в 2015 году в сравнении с 2014.

 

В 2018 году Запорожский автомобилестроительный завод, который был лидером украинского автопрома, выпустил только 118 автомобилей, в основном собранных на заказ небольшими партиями по отдельным контрактам.

 

Доживают свои последние дни былая гордость СССР — конструкторское бюро «Антонов» и «Южмаш». Практически полностью утрачен кадровый потенциал предприятий, что для подобных производств означает фактическую смерть. Отсутствуют запчасти, которые ранее поставляла Россия. Украина сама отказалась от сотрудничества, объявив соседей агрессорами. В результате, с 2016 по 2019 год «Антонов» не выпустил ни одного самолета. С заказами из Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии, на которые так надеялись в Киеве, тоже не сложилось. Все они были отозваны из-за сомнений заказчиков в возможности завода их выполнить.

 

Флагман украинского двигателестроения «Мотор Сич» оказался в центе скандала, после решения украинских властей продать его китайцам и последовавшего вслед за этим запрета от США на заключение сделки. В конце марта 2021 года президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) страны, предусматривающее национализацию завода. В свою очередь, китайские инвесторы подали иск в международный арбитраж, выставив претензии на более 3 млрд долларов. Говорят, что в Киеве надеются наладить там выпуск турецких беспилотников «Байрактар».

 

В 2018 году был признан банкротом и в июле 2021 года официально ликвидирован Черноморский судостроительный завод в Николаеве, основанный ещё в 1897 году и бывший в своё время лидером советского судостроения. Там выпускались наиболее высокотехнологичные корабли — ракетные крейсеры, авианосцы. В 90-е годы Черноморский судостроительный завод еще держался на плаву за счет выполнения иностранных контрактов. Но уже в 2003 году правительство Украины исключило завод из списков стратегических предприятий.

И это далеко не полный перечень потерь украинской промышленности.

«Углубление деиндустриализации, превращение Украины в сырьевой придаток развитых экономик, экспортера дешевой рабочей силы может привести к тому, что, как прогнозирует Всемирный банк и другие международные эксперты, останется не более 15-17 млн жителей. Не менее 8-9 млн украинцев сегодня ищут средства к существованию за рубежом — это не только реакция на низкую заработную плату, но и проявление деградации экономики в целом. Такими темпами от страны вскоре ничего не останется. Зато пока предприятия закрывается, растет экспорт металлолома, потому что в стране дорезают последние остатки великого наследства СССР — промышленность некогда одной из самых развитых экономик Европы, — резюмировал эксперт.

Вот так за три десятка лет Украина, вышедшая из СССР с «микроскопом» в руках, докатилась до банальной «сохи» и, судя по всему, продолжит своё стремительное падение под одобрительные аплодисменты европейских партнёров.

О росте русофобии в Казахстане



Комментарии 0

Оставить комментарий