Разбазаренное наследство: как Украина за 30 лет уничтожила ВВС страны



В рамках предстоящих осенью совместных украино-румынских военных манёвров Riverine 2021, стороны планируют задействовать надводную и наземную части своих ВС, что же касается авиации, то здесь картина выглядит не столь радужной, особенно для Украины. 

Как пишет портал «Авиапорт», Румыния обозначила участие в предстоящем мероприятии своего вертолета Puma Naval, а украина ограничилась лишь общим упоминанием «морской авиации ВМС Украины», что скорее всего касается двух десантно-транспортых вертолетов Ми-8.

«И это все, что «Збройні Сили України» (ЗСУ) могут поставить на данные маневры, — пишут жрналисты портала, — Дело в том, что на конец прошлого года на вооружении морской авиации Украины числились находящиеся на хранении четыре советских Ан-26. А также три рекордсмена по продолжительности выпуска Ан-2 и два противолодочных самолета Бе-12, которые пока не могут подняться в воздух. Есть еще несколько советских и российских вертолетов на хранении. Так что особо щеголять нечем. Как и всем украинским «Повiтряним Силам», которые после распада Советского Союза за 30 лет не получили ни одного нового самолета».

Реальная численность авиапарка ВВС засекречена. Известно лишь, что в 2014 году Украина активно задействовала авиацию в боях на востоке страны. Но после того как было уничтожено пять украинских Су-25, два МиГ-29 и один Су-24, а также два транспортных и разведывательных самолета, Киев отказался от применения авиации в военных действиях. По данным украинских военных форумов, к 2019 году на вооружении в ВСУ находились 45 истребителей МиГ-29 (включая учебные), 35 истребителей Су-27, до 25 бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25, до 15 транспортных самолетов Ан-26, 20 транспортных Ил-76МД, более сотни чешских учебных самолетов Л-39. В вертолетном парке числятся примерно двадцать Ка-25, двадцать пять Ка-27 и Ка-29, малым количеством Ми-8 и Ми-14. При этом учтена как реально находящаяся на вооружении техника, так и та, что пребывает на хранении.



По состоянию на 2021 год в боевом составе украинских ВВС насчитывалось лишь 26 многоцелевых истребителей большой дальности Су-27 и 16 истребителей малой дальности МиГ-29. Есть также 13 штурмовиков Су-25 и 12 сверхзвуковых бомбардировщиков Су-24. Звучит устрашающе, но после распада Советского Союза украинцы боевые самолеты почти не модернизировали, из-за чего те сегодня слабо защищены от современного зенитного оружия. Командующий украинскими ВВС генерал-полковник Сергей Дроздов недавно признал, что авиатехника поддерживается исключительно за счет ремонта. Но по его словам, ремонт нельзя проводить вечно.

В тоже время в 1991 году в качестве «прощального подарка» от ВС СССР Украина получила весьма богатое наследство.

В частности, истребительная авиация имела 80 МиГ-23МЛ/МиГ-23МЛД, более 80 Су-15ТМ/Су-15УМ, около 100 МиГ-25ПД/МиГ-25РБТ/МиГ-25ПУ, 240 МиГ-29, 70 Су-27П. Фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков: 150 Су-24М, 63 Су-25. Дальняя авиация: 30 Ту-16, 30 Ту-22К, 36 Ту-22М2/Ту-22М3, 23 Ту-95МС, 19 Ту-160. ВТА: 190 Ил-76МД, 55 Ан-26, 21 Ил-78. Разведавиация: 30 Ту-22Р, 15 МиГ-25РБ, 30 Су-17М3/Су-17М4, 12 Су-24МР. Авиационный полк РЭБ — 35 машин Як-28ПП. А были еще четыре учебных авиационных центра, где числились 240 МиГ-21бис, 60 Су-24М, 550 L-39 «Альбатрос»/L-29 «Дельфин». Кроме того, на вооружении находилось около 900 вертолетов, в том числе 250 ударных Ми-24В/Ми-24П.

Однако с ухудшением финансово-экономического положения Украины авиаполки стали стремительно деградировать. Были сняты с вооружения заправщики Ил-78, истребители МиГ-23МЛД, учебно-тренировочные Ту-134УБЛ. Утилизированы дальние ракетоносцы Ту-22М2/Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 (правда, тогда Киев передал России восемь Ту-160, три Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55 в счет долга за поставленный природный газ на сумму 285 миллионов долларов).

25 ноября 1993 года между Украиной и США подписано соглашение об уничтожении частей дальней авиации. Американцы и профинансировали эту операцию. В 1996-1999-м уничтожено 29 стратегических ракетоносцев (10 Ту-160 и 19 Ту-95МС). Кроме того, в 2002-2006 годах на авиабазах в Николаеве, Полтаве, Прилуках и Белой Церкви ликвидировано 60 Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3), состоявших на вооружении строевых частей, морской авиации, а также находившихся на базах хранения и авиаремонтных заводах.

Удалось Украине и подзаработать на этой технике. В 1999 году Киев продал Алжиру 30 вертолетов Ми-24. В 2000-м — шесть МиГ-27 Шри-Ланке. Причем самолеты находились в отличном состоянии, так как прошли полное переоборудование. В 2001 году в Македонию отправились 17 вертолетов Ми-24 и Ми-8. Самый же большой экспорт авиатехники случился в 2012-м, когда были проданы 231 военный самолет и вертолет. Среди них совсем новые образцы, все остальные самолеты находились на вооружении в ВВС.

В результате, на сегодняшний день украинские ВВС могут похвалиться только поддерживаемыми в условно-нормальном состоянии взлетно-посадочными полосами на аэродромах, на которых так удобно принимать военные самолеты из США и стран НАТО. Ну и  персональный борт главкома ВВС, транспортный Ан-24Б, содержится в идеальном состоянии. На этом всё.

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки

Владимир Карасёв: Саудиты меняют США на Китай



Комментарии 0

Оставить комментарий