Русские поддали огоньку «желтым жилетам» у Сейма Латвии



Если бы не представители русских общественных организаций и просто русских сограждан Латвии, пришедших к Сейму республики 22 января поддержать латышей, организовавших митинг-пикет за внеочередные парламентские выборы, то акцию протеста можно было бы считать провальной. Подробности — в репортаже Федерального агентства новостей.

Служба госбезопасности Латвии накануне перестраховалась и предостерегла участников протестной акции от радикальных действий. В улочках Старой Риги утром во вторник 22 января уже на подступах к Сейму прохаживались парами полицейские, стояли полицейские автомобили…

Но то ли наступившие крещенские морозы, то ли недостаточная организация в Facebook латышской группы Latviešu tautas demonstrācija («Латвийская народная демонстрация»), призывавшей протестующих выйти к Сейму в «желтых жилетах», свели почти на нет возможный протестный потенциал, не добрав даже до двухсот заявленных участников.

А ведь основные требования «Латвийской народной демонстрации», кроме переизбрания парламента, это не занимать министерские посты гражданам, не избранным в Сейм, не утверждать правительство Кришьяниса Кариньша и уважать волю народа. 



Всплеск негодования у латышских избирателей вызвал тот факт, что президент Латвии Раймонд Вейонис поручил сформировать правительство американскому латышу Кришьянису Кариньшу — лидеру, по сути, проигравшей партии Jauna vienotība («Новое Единство»), получившей в 13 сейме меньше всего мест (8 из 100). 

И в составе нового правительства, которое собираются утвердить уже 23 января, из 13 руководителей лишь пятеро — новички. Но все принципы работы старого Кабмина сохранятся, как и коалиционный совет правящих партий (лишь с измененным названием) — надконституционная структура, принимающая все самые важные решения, но не отвечающая ни за одно из них.

Как сказал мне пожилой латыш, все обещания одной из самых популярных латышских партий — KPV LV (Kam pieder valsts LV — «Кому принадлежит страна LV») уже забыты: сократить число министров вдвое, не брать в правительство гомосексуалистов (мой собеседник, правда, выразился куда более прямолинейно), запретить быстрые кредиты, закрыть многочисленные игровые залы, с помощью которых грабят народ. 

Я напомнил ему еще о КОЗ — компоненте обязательной закупки электроэнергии (OIK — по-латышски), выкачавшем из народа уже пару миллиардов евро, на что тот только махнул рукой. 

«И переизбирать особо не из кого, — заметил пикетчик в «желтом жилете», — это трагедия латышского народа…»

Сложно не согласиться с пикетчиком, если учесть, что за годы независимости Латвия потеряла почти миллион жителей (эмигрировавших из страны и скончавшихся), а выбор русских и русскоговорящих избирателей в республике никто в расчет не брал и не берет. 

Вот ведь и так называемой «прокремлевской» или «прорусской» партии «Согласие», получающей в течение трех последних парламентских выборов больше всего голосов в Сейме, не то что не поручают сформировать правительство, но даже не приглашают в него. Как с прокаженными. 

Лидер «Согласия» мэр Риги Нил Ушаков и его адепты уже чего только не делали, чтобы стать своими, как в известном мультике, — «буржуинскими»: отреклись и от русского образования в Латвии, и от российского Крыма, признали советскую «оккупацию», разорвали отношения с «Единой Россией», включили в свои ряды в качестве кандидатов в министры одиозных латышских политиков, осудили Россию за инцидент с украинскими катерами в Керченском проливе… Но ни честь не сохранили, ни выгод не приобрели.

Ни одного русского министра за годы независимости в Латвии не было. Как и других инородцев. Так что плакат ниже с изображенным на нем якобы собирательным образом латвийского правительства, которому под зад сапогом поддает tauta («народ») абсолютно не соответствует реалиям жизни. Все сами, господа хорошие, все сами нарулили, прихватили и порушили в борьбе с «оккупацией» и «оккупантами»…

Так что, как говорится, нечего на зеркало пенять… Тем более что в Латвии до сих пор остаются более 220 тысяч постоянных жителей-неграждан (в подавляющем большинстве русские и русскоговорящие), лишенных в октябре 1991 года всех политических гражданских прав (среди прочего — права избирать и быть избранным в органы власти, права работать на госслужбе, права на многие виды престижных профессий) и части экономических. Латвийский комитет по правам человека насчитывает 80 различий между правами граждан и неграждан Латвии.

Из первоначального тогдашнего числа в 740 тыс. неграждан большая часть уехала и ушла в мир иной. Лишь малая часть натурализовалась, сменив фиолетовые паспорта на бордовые и сдав соответствующие экзамены по языку, истории (с ее новой трактовкой советской «оккупации») и присягнув на верность стране.

Поэтому расклад в Сейме — всегда в пользу титульного большинства, хотя в общем количестве населения республики (около 1,8 млн жителей) примерно 40% составляют русские и русскоговорящие (минус неграждане, не забываем).  

Вот «Согласие» с его 23 голосами в Сейме очередной президент Латвии проигнорировал, поручив после парламентских выборов 6 октября формировать правительство попеременно лидерам двух латышских партий — Jaunā konservatīvā partija («Новой консервативной») и той же KPV LV, набравшим по 16 мест каждая. 

Однако «призеры» не справились, правительство сформировать не удалось. Шесть латышских партий, прошедших в Сейм, не смогли поделить портфели. К слову, один из лидеров KPV LV, адвокат Алдис Гобземс, так и не дошедший даже до процедуры утверждения состава правительства в Сейме и не имеющий допуска к гостайне, призвал своих однопартийцев голосовать против правительства Кариньша и не входить в него. 

Пятеро сопартийцев выразили согласие. Сам Гобземс во время пикета у Сейма кружил среди протестующих в одном пиджачке, несмотря на 12 градусов мороза, и охотно раздавал интервью местным телеканалам (отрицая, правда, что причастен к организации акции протеста).

С третьей попытки и возникла фигура евродепутата и лидера «Нового Единства» 54-летнего Кариньша, уроженца городка Уилмингтон в штате Делавэр и выпускника-лингвиста Пенсильванского университета (США), имеющего к тому же двойное гражданство — Латвии и США. Это, похоже, устраивает и американский «обком», и правых с национал-радикалами в Сейме — характер ведь у Кришьяниса нордический, в симпатиях к русским и России не замечен. Как раз наоборот. 

Без пяти минут премьер мечтает изгнать из Латвии «Газпром», например. Советует предпринимателям забыть о российском рынке, так как «всем надо понять — есть военное положение с Россией. Не такая война, какую пережили наши деды: с бомбами и стрельбой, а в основном идеологическая и экономическая, оружием в которой являются обоюдные санкции». Это из интервью Neatkarīgā Rīta Avīze («Независимой утренней газете») в 2014 году. 

Или вот еще перлы из январского интервью от 2012 года латышской версии журнала Playboy.

Кариньш тогда в порыве откровения признался: «Нам нужно, чтобы русские, которые здесь растут, выросли латышами. Да, конечно, это политически еретическая мысль. Нам надо понять, что интеграция ведет к ассимиляции. Такой и должна быть наша цель — ассимилировать их детей».

Ничего не напоминает, нет? Это даже и не русофобия, а куда похлеще. Коричневым душком так и разит. Но, конечно, никакого разжигания межнациональной розни правоохранительные органы в этих словах не нашли. 

«Нет иностранцам», «Karinsh go home» — эти плакаты в руках протестующих против правительства Кариньша явно демонстрировали, что симпатии народа все же не на стороне американского лингвиста-русофоба.

Характерно, что среди транспарантов одно из центральных мест занимал плакат на латышском языке с фотографией лауреата Нобелевской премии по физике, академика РАН Жореса Алферова с его цитатой-вопросом «Зачем нам такое государство».

«Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство нужно?! Зачем мне тогда еще платить налоги и содержать громадную армию чиновников?

Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам самим будет гораздо легче» — гласит плакат.

Самым говорящим и красочным, пожалуй, был плакат евроскептиков из «Партии действия», ни разу не входившей в Сейм. Рядом с изображением проткнутых вилами ягодиц разместили следующий текст: «Это единственный бонус, на который могут рассчитывать избалованные, алчные и коррумпированные слуги народа Латвии». А под «пятой точкой» еще одна надпись: «Борьба не окончена».

Через какое-то время после начала митинга по рядам собравшихся, скандировавших «Кариням — не!» («Кариньшу — нет»), прошелестело: «Русские идут!» Какая-то особо нервная дама выдала: «Это провокация!»

Эта характерная предубежденность и без того въелась в часть латышского общества, а ее вдобавок еще и умело культивируют подлыми сравнениями русских со вшами и прочими «хомо советикусами», которые-де являются генетическим отклонением. 

Но русские пришли, и ничего страшного не случилось. К зданию Сейма с тремя огромными красочными транспарантами на русском и латышском языках подошла группа активистов из «Русского союза Латвии» и Русских общин Риги и Латвии. К ним сразу ринулись журналисты, пытаясь докопаться, в чем подвох. 

На транспарантах значились лозунги, с которыми «Русский союз Латвии» 12 января провел марш за социальную справедливость по Старой Риге, начав с Домской площади, пройдя у стен Рижского замка (прямо под окнами резиденции президента), которого пытались разбудить призывами «Вейонис, проснись!», а потом закончив митингом у Сейма. 

Митинг «Русского союза Латвии» был куда многочисленнее нынешнего, несмотря на то что латыши его, как обычно, не поддержали…

Председатель правления Русской общины Риги Олег Сысолятин в интервью Федеральному агентству новостей рассказал, что никакого подвоха латыши пусть не ищут — русские пришли поддержать митингующих.

«У нас и так общество расколото, проведены красные линии, — отмечает Олег. — Мы и пришли сказать нет этому бардаку. Думаю, что нам нужны перевыборы».

Заметил собеседнику очевидное, что латыши к русским на акции протеста не ходят, а вот русские пришли…

«Мы пришли дать позитивный пример, — убежден Олег Сысолятин. — Митинги –— это один из демократических элементов в борьбе за свои права. Поэтому и «Русский союз Латвии» призывает людей выходить на улицы, бороться за свои права.

Хватит сидеть дома, хватит сидеть и выражать недовольство происходящим в стране на кухнях, в банях. Надо выходить на митинги. Посмотрите, как в Европе борются за свои права. Я, конечно, категорически против радикализма, но митинги протеста, пикеты — это демократический институт».

«Мы надеемся, что народ поймет, что сила в нем, — продолжает русский общественник. — Когда народ выйдет, десятки-сотни тысяч, то многое можно будет изменить. И новую реформу образования, и цены на газ, на электричество, которые постоянно растут и будут дальше расти.

А мы что? Сидим, молча проглатываем и ничего не делаем? Фантастические цены на лекарства, фантастические (выше российских в разы. — Прим. ФАН)! Поэтому надо выходить, народ за собой звать и бороться за свои права. Поэтому мы подаем сегодня пример единения. Нужно находить такие точки соприкосновения, где мы можем быть вместе».

Замечаю в другой стороне плакат в духе конца 1980-х: «Мы поддерживаем требования народа Латвии». Так во времена так называемой «песенной революции» русские поддержали латышей, но получили то, что получили. 

Решаю поинтересоваться у тех, кто пришел с «ретро-транспарантом», мнением по поводу дня сегодняшнего. В мужчине узнаю своего давнишнего коллегу, некогда телевизионщика Александра Нескучаева, который давно занимается поэзией. Песню на его стихи в своем репертуаре имеет даже хорошо известный на России актер Ивар Калныньш.

Примерно такой плакат в конце 1980-х, когда латыши боролись за независимость, на митингах тоже держали русские люди. Они надеялись на то, что их участие в политическом процессе в жизни своей страны будет более весомым и значительным, говорит Александр.

«Мы с Натальей решили напомнить об этом. И о том, что в нашей стране, где живут разные народы и люди разных национальностей, мы все хотим, чтобы наша власть думала о своем народе целиком. И чтобы к власти наконец пришли люди, которые что-то поменяют, — отмечает рижский поэт.

— Потому что народ Латвии на выборах свой выбор сделал (не весь народ. — Прим. ФАН) и желает, чтобы те, кто долго был у власти в последние годы, наконец освободили бы место молодым политикам, в том числе и господину Гобзенсу, и, может быть, тогда в нашей стране что-нибудь изменится».



Комментарии 0

Оставить комментарий