Славная гибель «Мотор Сич»: США и Китай столкнулись в схватке за авиационный завод Украины



В Киеве разворачивается настоящая драма вокруг авиационного предприятия «Мотор Сич». США пытаются не допустить его продажи Китаю. Украинский антимонопольный комитет готовит дело, которое потенциально может заблокировать соглашение с Пекином и не позволить китайской стороне получить уникальную оборонную технологию. В этом процессе ключевую роль сыграла американская дипломатическая и техническая помощь, пишет Forbes. 

По итогам девяти месяцев 2019 года «Мотор Сич» заявил о товарообороте в размере 256 млн долларов и потерях в объеме 21 миллиона. Предприятие потеряло большую часть бизнеса в России после начала конфликта в Донбассе и разрыва традиционных связей в оборонной отрасли: до 2014 года оно ежегодно отгружало в Россию до 250 двигателей, что приносило 70% прибыли.

 

США пытаются сорвать сделку



В декабре прошлого года глава единственного в Украине предприятия по производству авиационных двигателей Вячеслав Богуслаев подтвердил факт продажи «Мотор Сич». Он добавил, что вместе с приобретением акций компании из КНР обязались инвестировать в завод в течение двух лет 250 млн долларов.

Компании Skyrizon Aircraft и Xinwei Group подали на согласование в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) документы по покупке более 50% акций «Мотор Сич». Как ожидалось, решение по этой сделке должно было быть принято к концу марта. Однако сейчас выяснилось, что американские власти прилагают все усилия по ее блокированию, так как эта сделка дает Пекину доступ к уникальным оборонным технологиям.

Чтобы разобраться с ситуацией, а также выяснить, смогут ли США помешать покупке китайцами завода, Новостное агентство «Харьков» связалось с председателем Комитета государственного строительства Новороссии, лидером «Славянской гвардии» Владимиром Роговым. Как сообщил эксперт, нужно понимать, что де-факто продажа уже произведена. Китайцы получили доступ к технологическим данным, пока не ко всем, разумеется, но к основным.

 

Американцы опоздали в борьбе за «Мотор Сич»

Американцы опоздали в борьбе за это предприятие. Интерес Китая, отметил Рогов, заключался не в нем самом, а в доступе к уникальным технологиям, которыми обладало «Мотор Сич», и теперь он может запустить такое производство на своей территории: 

«Никаких проблем с запуском производства на территории Китая в кратчайшие сроки у китайцев нет. Если бы они не получили технологии, они могли бы что-то производить на территории Украины, но теперь велика вероятность, что этого, скорее всего, не произойдет». 

Кроме того, заметил Рогов, чтобы убедиться в невозможности отмены продажи, достаточно посмотреть на внутреннюю повестку предприятия, где системой безопасности уже начали заниматься китайские специалисты. В итоге, предприятие все равно будет потеряно и закрыто, потому что китайцы уйдут, получив все необходимое, и не будут иметь никаких обязательств по его сохранению. История с «Мотор Сич», по его словам, отчетливо показывает, что все в Украине заканчивается зрадой:

«Хотели закрыть рынок для России, создать проблемы для российского вертолетостроения, а в итоге разрушили мощное бюджетообразующее предприятие, приносившее казне миллиардные поступления, разрушили научную базу как таковую и даже в процессе продажи предприятия умудрились испортить отношения как с китайцами, так и с американцами. Вот, к чему приводит отсутствие какой-либо государственной политики и борьбы за собственный суверенитет». 

А в Сети уже появились фото, свидетельствующие о том, что китайцы отлично себя чувствуют в стенах украинского предприятия: в его залах и цехах начали устанавливать государственную символику КНР.

«Ивченко-Прогресс» тоже ведут к продаже? 

Интересно, что осенью прошлого года «Мотор Сич» начало переходить на четырехдневную рабочую неделю, а известный одноименный гандбольный клуб фактически закрылся, так как никто не хотел его финансировать. То есть предприятие умышленно вели к продаже.

Помимо «Мотор Сич» в этой технологической цепочке, по словам Рогова, находится еще одно оборонное предприятие — «Ивченко-Прогресс». Все ноу-хау и научные разработки авиадвигателей приходят на «Мотор Сич» именно с него. Президент последнего Вячеслав Богуслаев ранее даже хотел его купить, но у него ничего не получилось.

Сейчас же на «Ивченко-Прогресс», как Владимиру Рогову рассказали его сотрудники, готовятся массовые увольнения. Сотрудников предупредили, что нужно будет сократить большую часть персонала, причем именно старшего поколения, которое обладает колоссальными знаниями и всю жизнь проработало на этом предприятии. Уровень квалификации молодых специалистов сейчас не так высок из-за отсутствия государственных заказов и потери российского рынка. То есть и это предприятие, возможно, ждет участь «Мотор Сич». 

По сути, продав «Мотор Сич», страна лишилась уникального промышленного гиганта, а заново создать еще один подобный, тем более когда у украинской экономики так много проблем, попросту не хватит сил.

 «Мотор Сич» – крупнейший авиадвигательный завод, который вполне справедливо сравнивают с такими гигантами авиаиндустрии, как американские General Electric, Pratt and Whithey и британский Rolls-Royce. Украинское предприятие разрабатывает, ремонтирует, создает и, разумеется, обслуживает авиационные газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов (Ан-124 «Руслан», винтокрылых машин Ми-8/17/171, Як-130).

Крупнейшая на постсоветском пространстве компания по производству двигателей для вертолетов и самолетов имеет клиентов и заказчиков в 120 странах мира. В основном «Мотор Сич» занимается обслуживанием и модернизацией гражданской и военной техники советского производства.



Комментарии 0

Оставить комментарий