Т-34 для спецподразделения: эксперт рассказал, зачем России понадобились танки из Лаоса



Еще не пришедшая в себя после новогодних праздников российская общественность получила любопытный постновогодний подарок. Согласно сообщению министерства обороны Российской Федерации, во Владивосток морем прибыли три десятка средних танков Т-34-85… из Лаоса.

Как эти машины оказались в Лаосской Народно-Демократической Республике и какое будущее ожидает эти танки на России? В этих вопросах постарался разобраться корреспондент Федерального агентства новостей

Танки, повсюду танки



«Танки, повсюду танки!..» Уверен, эти строчки шуточной песенки, распеваемой на мотив композиции «Der Pariser Tango», не раз и не два за последние годы возникали в памяти совершеннолетних граждан Российской Федерации.

Вряд ли ошибусь, если скажу, что у истоков современного отечественного тренда на «любовь» к танкам стояла компания Wargaming и ее компьютерная игра World of Tanks. Породивший множество подражаний World of Tanks, «сдобренный» танковым биатлоном и новейшей «Арматой» от Минобороны РФ, а также «приправленный» национальной любовью к «тридцатьчетверкам», в итоге привел к появлению на России настоящей волны «танкофилии». Последняя выразилась, в том числе, и в создании российским кинопромом серии фильмов на соответствующую тематику: «Танки», «Несокрушимый», «Т-34». Особым соответствием историческим реалиям эти картины не блистали, но зато наглядно демонстрировали танковый «прорыв» на наши широкие экраны.

Кстати, о национальной любви к «тридцатьчетверкам». Похоже, Минобороны РФ решило открыть новую страницу в этой романтической истории. Судя по сообщениям в СМИ, все началось с первого визита министра обороны Сергея Шойгу в Лаос. В ходе данного мероприятия, имевшего место в январе 2018 года и посвященного согласованию разнообразных аспектов межгосударственного военно-технического сотрудничества, Лаос подтвердил желание приобрести у России несколько десятков модернизированных танков Т-72Б1. 

Почему Вьентьяну понадобились наши «семьдесятдвойки», было вполне понятно. Дело в том, что на вооружении Народной армии Лаоса в начале 2018 года состояли такие «винтажные», по меркам XXI века, советские танки, как Т-55 и ПТ-76. Но, видимо, настоящим откровением для российских генералов стало свидание в Лаосе с легендарными «тридцатьчетверками»! 

Памятные по завершающему этапу Великой Отечественной войны, а также сотням памятников и фильмов, а потому безошибочно узнаваемые с любого ракурса даже выпускниками российских детсадов Т-34-85 попали в Лаос из Вьетнама в 1987 году. Заметим, что во Вьетнам «тридцатьчетверки» поставлялись еще с 1950-х. Среди них были как танки, выпущенные на территории СССР, так и машины, выпускавшиеся по лицензии странами соцлагеря, например Чехословакией. Запомним этот момент и двинемся дальше.

Итак, в январе 2018 года Россия согласилась поставить Лаосу модернизированные Т-72Б1 — не бесплатно, разумеется. Одновременно руководство российского военного ведомства договорилось об отправке из Лаоса в Россию трех десятков пусть б/у, но вполне ходовых Т-34-85. Вот такой своеобразный trade-in получился.

Отечественная общественность узнала о лаосских «залежах» Т-34-85 в начале декабря прошлого года, когда их показали в телепрограмме «Военная приемка». Почти одновременно появилась информация о доставке из России во Вьетнам для Лаоса первой партии модернизированных Т-72Б1. Судя по всему, примерно в эти же дни в одном из вьетнамских портов стартовала погрузка на морской транспорт и отправляемых в РФ из Лаоса «тридцатьчетверок». Ну, а 9 января 2019 года Т-34-85 с опознавательными знаками Народной армии Лаоса «всплыли» уже в Приморском крае на станции Раздольное. Танки грузились на железнодорожные платформы, которые предполагалось отправить в сторону Наро-Фоминска. 

Примечательно, что с морского транспорта на автотрал в российском порту, а затем с автотрала на железнодорожные платформы все тридцать Т-34-85, несмотря на свой почтенный возраст, переместились своим ходом. 

Почему Лаосу потребовались современные танки, мы уже выяснили, но зачем России понадобились старые Т-34-85? Минобороны РФ сообщило, что переданную лаосской стороной технику планируется использовать при проведении Парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съемок фильмов о Великой Отечественной войне.

Исчерпывающе? И да, и нет. Да — потому что озвучены цели приобретения «тридцатьчетверок». Нет — потому что прибывшие из Лаоса «тридцатьчетверки» не в полной мере соответствуют понятию «советский танк Т-34-85». Ведь, судя по доступным на данный момент фото- и видеоматериалам, по крайней мере часть доставленных в Россию танков является «тридцатьчетверками», выпущенными в 1950-е годы в ЧССР. 

Для непрофессионала это может показаться не критичным, но, как уже выше упоминалось, в современной России буквально цветет «танкофилия». Число тех, кто по качеству изготовления корпусов и башен, форме кожухов выхлопных труб и иным признакам уверенно отличит чешский Т-34-85 от советского, у нас за последние годы существенно выросло. Понятно, что наткнувшись в российском музее на явного «чеха», подаваемого посетителям в качестве легендарного танка Великой Отечественной, такие люди могут расценить подобное неоднозначно. 

Это не значит, что за «чехами» нет реальной военной истории. Они вполне успели повоевать, например, на Ближнем Востоке. Но мы же понимаем, что для русских Т-34-85 всегда был, есть и останется прежде всего танком Победы в одной-единственной и совсем не локальной войне…

Специальное подразделение

Прокомментировать прибытие в Россию из Лаоса «тридцатьчетверок» ФАН попросило полковника в запасе Виктора Мураховского, главного редактора журнала «Арсенал Отечества» и члена Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

— Виктор Иванович, как минимум часть из «лаосских» Т-34-85 были явно выпущены не в СССР, а в послевоенной Чехословакии. Между тем, Минобороны планирует использовать эти танки для съемок фильмов о Великой Отечественной войне и участия в разнообразных мероприятиях. Прокомментируйте, пожалуйста, это решение.

— Считаю, это вполне адекватно. Т-34-85 изготавливались в ЧССР по советской документации с достаточно небольшими технологическими отличиями от тех машин, что выпускались на советских заводах. Конструктивно это были все те же Т-34-85. В музее — да, там требуется аутентичность. Там должна стоять советская машина, если, конечно, экспозиция не подразумевает демонстрации иного.

— Например, модельного ряда «тридцатьчетверок», включая варианты машины, производившиеся за пределами СССР по лицензии?

— Вот именно. Но для торжественных маршей, шествий, для съемок в кино, для участия в исторических реконструкциях пусть и чешские, но ходовые Т-34-85 — это, повторюсь, вполне адекватное решение, позволяющее за счет сравнительно небольших расходов увеличить у нас количество ходовых «тридцатьчетверок». 

— Альтернативные варианты, действительно, могут оказаться более дорогостоящими. Из числа выпускавшихся на территории СССР в 1944—1950 годы десятками тысяч Т-34-85 к настоящему времени в распоряжении Вооруженных сил РФ и разнообразных российских структур (государственных и частных музеев, военно-технической кинобазы «Мосфильм» и других) осталось порядка двух-трех сотен «тридцатьчетверок». Условно четверть из них находится на ходу или может быть сравнительно легко доведена до ходового состояния. Было бы больше, если бы в 1990-е колоссальное количество сохранявшегося ранее в «закромах» Минобороны ЗИПа для Т-34-85 не было сдано в металлолом…

— С учетом размеров нашей страны и непрерывно растущих масштабов военно-патриотических мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, 30 ходовых Т-34-85 — это очень неплохое приобретение. 

— Судя по гуляющей в СМИ информации, эшелон с «тридцатьчетверками» отправится куда-то в сторону Наро-Фоминска. Означает ли это, что «лаосские» Т-34-85 будут «поставлены на баланс» 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознаменной дивизии имени Ю. В. Андропова? 

— Совершенно необязательно. Думаю, что большая часть этих Т-34-85 окажется в распоряжении подмосковного военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» и бронетанкового музея в Кубинке. Не исключаю, что для обслуживания этих танков и их эксплуатации будет создано специальное подразделение, укомплектованное, скорее всего, гражданским персоналом. Поверьте, это обойдется сравнительно недорого.



Комментарии 0

Оставить комментарий