Теван Погосян: В армяно-азербайджанском конфликте не всё зависит только от желания сторон



Фото: сайт Pixabay

12 июля Армения и Азербайджан, вот уже 30 лет находящиеся в состоянии конфликта из-за территории Нагорного Карабаха, обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня на участке совместной границы, который находится севернее спорного региона.

По версии Минобороны Азербайджана, вооруженные силы Армении на участке Товузского района азербайджано-армянской границы подвергли азербайджанские позиции артиллерийскому обстрелу. В свою очередь, пресс-секретарь министерства обороны Армении Шушан Степанян сообщила, что днем 12 июля военнослужащие Азербайджана сначала предприняли попытку нарушения границы на автомобиле УАЗ, а затем попытались захватить опорный пункт под прикрытием артиллерийского огня.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании правительства 13 июля назвал произошедшее «провокацией» и заявил, что она «не останется без ответа». В свою очередь президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в тот же день, что начавшаяся днем ранее перестрелка на границе — «очередная провокация армянской стороны» и ответственность за нее несет военно-политическое руководство Армении.

Также 13 июля со стороны Армении был нанесён удар по азербайджанским беспилотникам, в числе которых был дрон-камикадзе. После этого, 16 июля, Баку пригрозил Еревану ракетным ударом по Мецаморской атомной электростанции.



ИА «Новороссия» обратилась к президенту Международного центра человеческого развития Тевану Погосяну с просьбой рассказать о причинах обострения конфликта, а также дать оценку о возможности его урегулирования в ближайшее время или в долгосрочной перспективе.

ИА «Новороссия»: Теван Жирайрович, расскажите, что предшествовало началу конфликта 12 июля, и почему он произошел именно сейчас?

Теван Погосян: Азербайджан давно планировал проявить военную агрессию – он лишь выбирал подходящий момент. Несмотря на то, что весь мир на фоне коронавирусной пандемии призывает к прекращению боевых действий, они сами обостряют ситуацию. За полгода, подготовив пару дипломатических встреч, после каждых из них они ещё больше нагнетали обстановку своими заявлениями. Последние два высказывания президента Азербайджана Ильхама Алиева перед обострением  стали тревожным звоночком — все начали готовиться к последствиям. В моём понимании, произошедшая ситуация спланирована маленькой провокацией:  «кто-то заблудился, начнём стрелять».

Армянские вооружённые силы показали себя на высоком уровне, сразу смогли подавить все попытки Азербайджана получить какой-либо военный перевес, разрушили их планы. После этого все поняли, что проигрыши и потери приведут к ослаблению экономической ситуации внутри страны, и что необходимо прекратить активные боевые действия.

Международное сообщество, обращаясь к обеим сторонам конфликта и заявив о необходимости вести переговоры, всё же подразумевало, что перемирие нарушает азербайджанская сторона. После двух дней активных военных действий ночь была спокойной. Возможно, это стало результатом каких-то закрытых переговоров, о которых нам неизвестно. Позже были ещё попытки эскалации конфликта — правда, неудачные, поскольку армянские вооружённые силы внимательно следят за развитием событий, своевременно реагируют и пресекают все попытки провокаций на границе Армении. Пока все, можно сказать  затихли, но стоит быть готовыми, что в любой момент Азербайджан продолжит начатое. Мы — Армения и Республика Арцах (Арцах – армянское название Нагорного Карабаха — прим. ред.)  — должны всегда жить с пониманием, что наша война не закончилась тогда и не заканчивается сейчас, каждый день она может возобновиться, нам нужно оставаться начеку.

ИАН: Как вы считаете, для чего Азербайджан нагнетает и обостряет обстановку? Это какие-то личные политические амбиции Алиева или преследуются другие цели?

Т. П.: Я думаю, что это зависит от конкретного дня и ситуации. Иногда это потребность, чтобы мир о нём не забывал. В следующий раз Турция может попросить Алиева изменить обстановку в регионе, отвлечь и создать новый очаг, который будет перетягивать на себя внимание. Бывает, причиной являются его внутренние вопросы, когда он желает переключить внимание общества с экономических или социальных проблем. Для этого необходимо вспомнить о внешнем враге, поставить в приоритет более важный вопрос войны. По всем этим перечисленным причинам президент Азербайджана и идёт на провокации, но чаще всё происходит в совокупности, как букет, состоящий из нескольких компонентов.

ИАН: Насколько остро стоит вопрос эскалации конфликта в Нагорном Карабахе? Стоит ли ожидать размораживания политического статуса?

Т. П.: Для многих нагорно-карабахский конфликт воспринимается, как давняя история. Те, кто хорошо знает детали, имеет хорошую память, смогут вспомнить, что с 1988 года, будучи в составе Советского Союза этот регион поднял вопрос о намерении присоединиться к Армении. Для меня как для человека из Республики Арцах события начинаются в 1918 году, когда впервые была провозглашена Азербайджанская Республика. Тогда она обратилась к Лиге Наций, предъявила территориальные претензии, но не была признана. После этого, в 1921 году, произошла насильственная передача Нагорного Карабаха и Нахичевани Азербайджану, что создало ситуацию, которая сводится к выражению «разделяй и властвуй». Всё это продержалось 70 лет — с 1918 по 1988 год, а потом продолжилось в 1991 году. Когда Советский Союз развалился — Азербайджан перешёл к открытой войне. Республика Арцах не остановится ни перед чем и будет продолжать идти за своей мечтой. Армения как гарант безопасности своего населения также будет идти до конца. Надеюсь, настанет день, и три стороны придут к согласию за столом переговоров, а не военным путём, как это случилось в 1994 году, когда был подписан договор о прекращении огня.

Обсуждая нынешнее обострение, нужно сказать, что существуют и другие участники конфликта, внешние игроки. Переговорный процесс координирует ОБСЕ — можно предположить, что все члены этой организации имеют личную заинтересованность. Но есть и Минская группа ОБСЕ, состоящая из 12 стран — они более вовлечены в процесс. Иран и Грузия не являются членами данной группы, но тоже имеют свои интересы, например, с точки зрения безопасности. Также есть институт сопредседательства — это Российская Федерация, Франция и Соединённые Штаты Америки. Их вовлечение как посредников имеет свою определённую часть. В конфликте участвуют три стороны — Азербайджан, Республика Арцах и Армения.

Кроме того, есть Турция, которая знала о настроениях Азербайджана, была готова и даже подстрекала в какой-то мере, чтобы использовать данную ситуацию в своих целях, потому что у неё также не очень хорошее положение в Ливии, Сирии, ситуации с передачей собора святой Софии и отношениях с Европейским союзом. Для сокрытия своих намерений, она хотела понаблюдать за ходом игры. На это указывает тот факт, что с первой секунды поведение турецких чиновников на всех уровнях, начиная с президента и министра иностранных дел, показало — они «готовы умереть ради Карабаха». Министр обороны озвучил, что они готовы принять меры в своих городах на всех уровнях, включая руководителей ЖЭКов, чтобы системы Турецкой Республики могли оказать одностороннюю поддержку Азербайджану. То есть нужно признать, что есть сторона, которая пытается время от времени расшатывать ситуацию. Такое поведение было в 2016 году и в начале 1990 года во время военных действий с Грузией. Это единственная страна в регионе, которая не имеет дипломатических отношений с Арменией, она всегда сохраняла одностороннюю поддержку Азербайджана. Даже Россия, с которой Армения имеет союзнические отношения, не всегда выступает посредником в её вопросах. Неоднократно отмечалось, что члены Минской группы не всегда занимают только чью-то одну сторону.

ИАН: Как Вы считаете, исходя из публикаций СМИ, заявлений политиков и дипломатов, чью сторону конфликта заняли западные страны?

Т. П.: В тех странах, где всегда работала и хорошо оплачивалась азербайджанская пропаганда, естественно, поддерживался Азербайджан. В государствах, где информация подаётся объективно, ставится знак равенства между Арменией и Азербайджаном. Я рад, что в странах, где знают Карабах и Армению, люди высказывались в их поддержку, понимая, что не они начали конфликт. Если рассматривать СМИ, то там преследуются государственные интересы — они занимают более нейтральную позицию. Я когда давал интервью зарубежным агентствам, они каждый раз старались показать точку зрения обоих представителей — от себя им было тяжело что-то добавить из-за отсутствия информации. Из-за того, что нет нормальных систем мониторинга и сдерживания многие факты неизвестны, а без них нельзя узнать правду и понять наверняка, кто нарушил перемирие.

ИАН: Каким образом Россия должна себя проявить в этом конфликте?

Т. П.: Российская Федерация является одним из сопредседателей Минской группы по нагорно-карабахскому урегулированию. Как посредник она старается исполнять свою работу, при этом прекрасно понимая, что никто не сможет заставить стороны конфликта прийти к какому-то решению. Один раз Сталин проделывал подобное в 1925 году, после чего мы получили то, что имеем сейчас. Международное сообщество тоже понимает, что насильственные действия не приведут к желаемому результату. Я полагаю, что Россия будет продолжать выступать в роли посредника и члена Минской группы.

ИАН: Теван Жирайрович, как Вам видится разрешение ситуации?

Т. П.: Ответ исходит из того, что каждая из сторон понимает под выражением «разрешение ситуации». Даже для того, чтобы заключить договор на бумаге, должны произойти трансформации. В 1925 и 1994 годах были подписаны соглашения о перемирии и прекращении огня — они неоднократно были нарушены. Под «разрешением» можно понимать наступление временного затишья. К стопроцентному перемирию придётся идти очень долго. Неоднократные проведения референдумов в Республике Арцах доказали, что она существует уже тридцать лет с 1991 года — она продемонстрировала всему миру свою боеспособность, право на существование. Если этот факт будет признан, то республики поймут, как им жить дальше — объединившись или автономно.



Комментарии 0

Оставить комментарий