Авиаполк «Нормандия-Неман»: Герои СССР из Франции громили врага от Курской дуги до Кёнигсберга (ФОТО)



В марте 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» обратился к Правительству СССР с предложением направить на советско-германский фронт группу своих летчиков и авиамехаников. 31 марта согласие на это было получено.

Из лучших пилотов 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, 1 сентября 1942 года была сформирована авиационная группа № 3. Вскоре она была преобразована в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия».

25 ноября 1942 года состоялось подписание соглашения об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза. Через Багдад личный состав эскадрильи «Нормандия» был переброшен в Тегеран, откуда на четырех транспортных самолетах вылетел в СССР.

Уже 29 ноября французские добровольцы приземлились на аэродроме Северный города Иваново. В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж, а также пилоты Ж.-.Л. Тюлян, А. Литтольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М. Альбер и Н. Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А. Мишель.



Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Для руководства за процессом обучения закрепили инспектора по технике пилотирования 6-й запасной авиационной бригады капитана П. И. Друзенкова, летавшего почти на всех боевых советских самолетах, а также на некоторых трофейных немецких истребителях и бомбардировщиках.

Приказом командующего Военно-воздушными силами Красной Армии от 4 декабря 1942 года истребительная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 года уже все «нормандцы» летали на «яках», а французские механики прошли практическое обучение по эксплуатации самолета Як-1Б.

«Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная — цвета французского государственного флага.

В середине марта на аэродроме Северный состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С. Т. Левандович. Они признали «Нормандию» полностью боеспособной. 22 марта 1943 года эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром Полотняный Завод (в 25 км от Калуги), где базировались бомбардировщики Пе-2, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии.

25 марта эскадрилья «Нормандия» в составе 12 боевых самолетов убыла на фронт в составе 1-й воздушной армии.

После ознакомления с районом боевых действий, которое французская эскадрилья производила с аэродрома Муковнино (Полотняный Завод), она была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии. В ее составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь последовательно на аэродромах: Васильевское (район Масальска), Хотенки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).

Утром 26 марта по тревоге для перехвата неприятельского самолета, шедшего на высоте 4000 м, были подняты лейтенанты А. Дюран и Р. Дервиль. Немецкому летчику удалось тогда улизнуть, но его попытка углубиться в наш тыл была сорвана. Так были выполнены два первых боевых вылета и положено начало боевой деятельности эскадрильи.

Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя, а это могло погубить эскадрилью. Жизнь подсказывала, что в условиях, когда авиация люфтваффе действовала крупными группами, слаженность в действиях наших истребителей и взаимная поддержка имели первостепенное значение.

francuzskie_letchiki_eskadrili_normandiya.jpg

Французские летчики эскадрильи «Нормандия», сражавшиеся на советско-германском фронте Второй мировой войны

Но вот пришел и долгожданный час.

Во второй половине дня 4 апреля на командный пункт «Нормандии» неожиданно прибыл командир 204-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении офицеров штаба и двух командиров полков. Он поставил перед французской эскадрильей боевую задачу: прикрыть бомбардировщиков, которые будут наносить удар по артиллерийским батареям противника.

Получив впервые столь ответственное боевое задание, летчики эскадрильи «Нормандия» тщательно готовились к его выполнению. Рано утром 5 апреля все были уже на аэродроме. Не без волнения механики пробовали моторы и проводили предполетный осмотр самолетов, которые шли в первый совместный боевой вылет. Майор Тюлян сам проверял полетные карты и знание летчиками порядка взаимодействия с бомбардировщиками. За несколько минут перед выруливанием на старт летчики выслушали последние указания своего командира.

«При встрече с противником атакуем его немедленно ударной группой, которую возглавляю я, — чеканил Тюлян. — Мы должны быть внимательны и смелы. Боем не увлекаться и не забывать о прикрываемых бомбардировщиках. Они должны быть в полной безопасности. Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого полета».

«По самолетам!» — скомандовал Тюлян, когда офицер с метеорологической станции закончил информацию о погоде. Летчики, давно ожидавшие этой команды, побежали к своим «якам». Через несколько минут две девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия».

Два самолета Як-1, пилотируемые французскими летчиками, прикрывали бомбардировщиков. Когда бомбардировщики выполняли свою работу, истребители заметили приближение двух ФВ-190, которые летели на высоте 3000 м. На этой же высоте находились и оба самолета французских летчиков.

Бомбардировщики под прикрытием двух Як-1 легли на обратный курс. Немецкие истребители стали их преследовать. Преследование продолжалось 6-8 мин, после чего один ФВ-190 атаковал лейтенанта Дюрана справа по горизонтали. Чтобы выйти из-под огня ФВ-190, лейтенант Дюран сделал вираж в сторону атаки. ФВ-190 открыл огонь с дистанции 300 м и продолжал вести его на вираже. В этот момент на удалении 150-100 м лейтенант Дюран встретил на вираже второй ФВ-190 под ракурсом ¾ и открыл по нему огонь.

В результате этой атаки ФВ-190 задымил и пошел к земле. Первый ФВ-190 продолжал вести огонь по лейтенанту Дюрану. Желая выйти из сферы огня атакующего ФВ-190, лейтенант Дюран заложил вираж еще круче и перешел в штопор, имитируя падение. Хитрость удалась, Фокке-Вульф прекратил преследование, лейтенант Дюран левым малым виражем с набором высоты стал выходить из боя. Он прошел на расстоянии 200–300 м и несколько выше самолета старшего лейтенанта Прециози, который в это время атаковал ФВ-190 снизу на вираже. Огонь был открыт с дистанции 100 м и прекращен в 15 м от самолета противника.

В результате этой атаки истребитель противника перешел на нос, затем в отвесное пике и упал в лес в районе Людиново. Когда было покончено и со вторым ФВ-190, лейтенант Дюран присоединился к старшему лейтенанту Прециози, и они оба благополучно достигли своего аэродрома и произвели там посадку.

Советские летчики были довольны действиями эскадрильи «Нормандия». Майор В. И. Дымченко, ведущий второй группы бомбардировщиков, после посадки поблагодарил майора Тюляна за хорошее прикрытие. Так было положено начало совместным боевым полетам советских и французских летчиков.

letchiki_eskadrili_normandiya_-_neman.jpg

Летчики эскадрильи «Нормандия — Неман»

С этого времени «Нормандия» стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач.

Через неделю, прикрывая наши войска, она провела второй воздушный бой. Произошел он в районе Спас-Деменска 13 апреля 1943 года. Шесть «яков» под командованием майора Тюляна сразились с девятью немецкими истребителями.

В бою тогда были сбиты три вражеских самолета. Однако эта победа досталась французам дорогой ценой: с боевого задания в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата эскадрильи «Нормандия».

Потери в проведенном воздушном бою насторожили французских летчиков. В последующих встречах с врагом они действовали более осмотрительно и осторожно. Усилив наблюдение за противником в воздухе и наладив взаимное оповещение по радио, французы вовремя распознавали тактические ловушки врага и не допускали его внезапных атак, особенно со стороны солнца или из-за облаков.

spisok_pogibshih_letchikov_polka_normandiya_-_neman.jpg

Список погибших летчиков полка «Нормандия — Неман». Музей в Ле Бурже (Франция)

Во время пребывания на советско-германском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 года эскадрилья «Нормандия», а впоследствии полк «Нормандия — Неман», прошла славный боевой путь от Курской дуги до Кёнигсберга. Французские лётчики совершили более 5200 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 273 и повредили 50 фашистских самолётов.

znamya_polka_normandiya_-_neman.jpg

Знамя полка «Нормандия — Неман»

Героические дела полка указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 года были отмечены награждением его советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года звание Героя Советского Союза было присвоено старшим лейтенантам Марселю Альберу и Роллану де ла Пуапу, а указом от 4 июня 1945 года — младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру. Приказом Министра обороны № 160 от 1 июля 1966 года Марсель Лефевр навечно зачислен в списки личного состава 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военным крестом 1939–1945 гг., а также Военной медалью.

20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 летчики эскадрильи «Нормандия — Неман» эксплуатировали до 1947 года.

istrebitel_yak-3_aviapolka_normandiya_-_neman_vystavka_na_aviashou_v_le-burzhe_0.jpg

Истребитель Як-3 авиаполка «Нормандия — Неман». Выставка на авиашоу в Ле-Бурже

В 1956 году в Москве был установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».

uchastok_mogil_voennosluzhashchih_eskadrili_normandiya.jpg

Участок могил военнослужащих эскадрильи «Нормандия» на Введенском кладбище Москвы

По инициативе Ассоциации российских ветеранов авиаполка «Нормандия — Неман» во Франции и России были установлены памятники Первому отдельному истребительному авиационному полку «Нормандия — Неман» и «Летчикам 18 авиаполка «Нормандия — Неман».

memorial_letchikam_polka_normandiya_-_neman_v_le_burzhe.jpg

В открытом конкурсе, который проводился Московским комитетом по архитектуре совместно с комитетом по культуре города Москвы и Российской академией художеств, победил проект творческого коллектива, возглавленного народным художником России скульптором Андреем Николаевичем Ковальчуком.

pamyatnik_letchikam_polka_normandiya_-_neman_v_moskve.jpg

Памятник летчикам полка «Нормандия — Неман» в Москве, район Лефортово. Фото А. Терентьева

Открыли памятник в 2007 году в Лефортове Президент России Владимир Путин и Президент Франции Николя Саркози. Главная и основная идея памятников — братство по оружию советских и французских летчиков во время Великой Отечественной и Второй мировой войн — отображена в фигурах двух летчиков, идущих после успешного боевого вылета по взлетной полосе аэродрома.

otkrytie_pamyatnika_letchikam_18_aviapolka_normandiya_-_neman.jpg

Открытие памятника «Летчикам 18 авиаполка «Нормандия — Неман» в 2007 г. на России (Москва, Лефортово).На открытии памятника присутствовали Президент России Владимир Путин и Президент Франции Николя Саркози

В составе ВВС Франции и России до 2000 годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия — Неман».

Французская истребительная группа «Нормандия — Неман» (GC II/6) базировалась в городе Кольмар, участвовала в колониальной войне в Индокитае (1946-1954), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999).

3 июля 2009 года она была официально расформирована. Часть самолётов и пилотов, а также флаг полка были присоединены к базе в Реймсе (Шампань).

Российский 18-й гвардейский штурмовой (до 1993 года — истребительно-бомбардировочный) авиаполк «Нормандия — Неман» дислоцировался в поселке Галёнки, находящемся в Приморском крае. Расформирован он был в 2009 году.

В 2010 году военнослужащие полка «Нормандия — Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю военного парада, посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

14 сентября 2012 года на Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю 70-летия полка «Нормандия — Неман», в ходе которых один из истребителей, ныне состоящих на вооружении полка (Dassault Rafale серии F3) с бортовым номером 118-IX, получил окраску с большой красной звездой.

Читайте также: Крестьянин-генерал: Восхождение Героя, изменившего отечественную авиацию (ФОТО)

​Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба  Вооруженных Сил Российской Федерации



Комментарии 0

Оставить комментарий